Религия

Страница 2

Первая обязанность мусульманина - вера в то, что Аллах - единственное божество, а Мухаммед - его посланник; троекратное произнесение шахады ("ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун ра-сулюллах") является главной частью ритуала принятия Ислама.

Вторая обязанность - пятикратная молитва (салят, намаз), к-рую ежедневно нужно совершать в любом ритуально чистом месте, однако в пятницу мусульмане должны совершать коллективную молитву в соборной мечети, которая в то же время является центром религиозного обучения и общественных собраний.

Третья ритуальная обязанность - пост (самум) в месяц рамадан. Согласно традиции первое откровение было ниспослано Мухаммеду в месяц рамадан, поэтому пост в месяц рамадан воспринимается как телесная форма служения Богу. В течение светового дня верующий не должен есть, пить, воскурять благовония, развлекаться и только, когда "белую нитку невозможно отличить от черной", с заходом солнца разрешается пить, есть, однако и ночное время рекомендуется посвящать благочестивым размышлениям, чтению молитв. Особенно приветствуются коллективная молитва, рассказы о деятельности Мухаммеда и его сподвижниках. От соблюдения поста освобождаются больные, немощные старики и маленькие дети, путники, воины, участвующие в боевых действиях (хотя традиционно на время поста заключается перемирие), и др. Невыполненный пост освобождёнными от него может быть соблюдён в другое время или возмещён соответствующим образом.

Четвёртой обязанностью мусульман является закят - обязательный налог на имущество и доходы, к-рый должен расходоваться на нужды общины и её прихожан. Этот принцип распределения как бы утверждает людей в представлении, что все верующие равны, для Аллаха нет бедных и богатых и всё имущество распределяется в равной мере между верующими; кроме того, верующие должны делать добровольные пожертвования - садака.

Пятой обязанностью мусульман является совершение паломничества в Мекку (хаджж), прежде всего в "Священную мечеть" аль-Масджид аль-Харам, где находится гл. святыня И.- Кааба, здание с вмурованным "чёрным камнем" в вост. углу. Существует очень строгий ритуал совершения этого паломничества в месяц зу-ль-хиджжа, к-рый соблюдается на протяжении всего существования И. Желательно, чтобы хаджж совершил каждый мусульманин хотя бы раз в своей жизни (при условии физических и материальных возможностей); в этом случае он получает звание хаджи и уважение соплеменников. Иногда к обязанностям мусульман причисляют джихад - полную отдачу всех сил, включая священную войну, для торжества Ислама - как свидетельство благочестия, гарантирующего доступ в рай. По мере распространения И. среди неарабских народов, стоявших на разных ступенях развития, для решения различных проблем гражданского общества предписаний Корана оказывалось недостаточно. Обратились к "прецедентам", т.е. действиям и поступкам пророка (сунна), древним обычаям Медины, собственному чувству справедливости (рай). Сунна - свод обычаев и правил поведения древней общины, практика и теория мусульманского правоверия - была зафиксирована в хадисах (рассказах о поступках и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников), кодифицирована в 9 в. и вошла наряду с Кораном в священную литературу. Сунна фактически приобрела большее значение, чем Коран - памятник начального И. Мусульманскими правоведами было объявлено, что сунна может обойтись без Корана, но Коран не может обойтись без сунны. Правоверные мусульмане получили название ахль ас-сунна - "люди сунны", "сунниты". Дальнейшее развитие мусульманского общества потребовало развития правоведения - фикха. Его основными корнями у суннитов наряду с Кораном и сунной были признаны иджма (согласное мнение авторитетных учёных) и кыяс (суждение по аналогии). Правоведы-факихи составили своды или кодексы мусульманского права - шариат. Обычное право - адат, к-рое регулировало различные отношения у завоёванных арабами народов и племен, в какой-то мере было согласовано с шариатом и даже приравнено к нему. Во 2-й пол. 8-9 вв. выработка норм мусульманского права была завершена. При этом сунниты разделились на последователей четырёх правоверных мазхабов (религиозно-правовых школ) - ханафитов, маликитов, шафиитов, ханбалитов. Основателями этих до настоящего времени существующих школ были Абу Ханифа (ок. 699-767), Малик ибн Анас (708/715-795), аш Шафии (767-820) и Ибн Ханбаль (780-855). Они были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими иджтихад - самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права. После них "двери иджтихада" были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям стало производиться при помощи фетв (официального суждения высшего религиозного авторитета). Уже в первое столетие существования И. в нем произошёл раскол: выделились, кроме суннитов, шииты - сторонники Али, мужа дочери пророка - Фатимы и двоюродного брата Мухаммеда, к-рые признавали исключительное право Али на верховное руководство мусульманской общиной - имамат. Первоначально это были арабы, но затем к ним примкнули мусульмане Ирана. Шииты считают, что имам не избирается и не назначается людьми, а является таковым по своей сущности, благодаря таинственной эманации "божественной благодати", переходящей от одного имама к другому, и, таким образом, признают принципы наследственной власти и непрерывности пророчества.

Страницы: 1 2 3

Этот интересный мир:

Вулканы Ставропольского края
На Земле имеется около 400 действующих вулканов. Потухших насчитывается значительно больше. Всем известны вулканы Камчатки, Курильских островов, других частей Азии, вулканы Америки, Европы, немногочисленные, но высокие вулканы Африки и Антарктиды. Ставропольские палео - вулканы расположились к севе ...

Передислокация столицы и ее становление дали экономике города мощный позитивный импульс развития.
Большинство предприятий расширили производство и ассортимент продукции. Введены в действие новые крупные предприятия - "Акмола" - новая стройиндустрия", "Ырыс", "ФудМастер", "Казинтерфрахт", "Кустанайпластик", "Уфук" и другие, на кото ...

Федеративная республика Германия и Германская Демократическая Республика
После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945г.) Германия была разделена на 4 оккупационных з ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru