Годы становления В.К. Арсеньева — ученого и краеведа

Страница 5

В 1918 году Арсеньев отправляется на Камчатку с целью исследования условий хозяйственного освоения долины р. Камчатки (рис. 6). На моторном катере ему удалось подняться до верховьев реки, где появление самодвижущейся лодки, идущей против течения, произвело на камчадалов сильное впечатление. Во время этого путешествия Арсеньев собрал богатейший материал по этнографии, археологии и географии полуострова.

Закончив работу на Камчатке, Арсеньев поступил на службу в Дальневосточное управление рыболовства и охоты на должность заведующего морскими звериными промыслами [46]. В этот же период Владимир Клавдиевич начал заниматься педагогикой. В Хабаровском народном университете читает лекции по краеведению и со своими слушателями проводит ряд экспедиций.

В 1921 году Арсеньев принял участие в работах Владивостокского музея Общества изучения Амурского края (ныне Приморский краеведческий музей им. В.К. Арсеньева) в качестве заведующего отделом этнографии. С этого времени исследовательская деятельность Арсеньева приобретает особенно широкий размах. Уже в течение лета 1922 года он изучает крайний северо-восточный угол побережья Охотского моря — Пенжинскую и Гижичинскую губы (рис. 6). Помимо выполнения основного задания — промыслового обследования района, исследователь занялся подробным физико-географическим изучением этого глухого и малообжитого района Дальнего Востока.

В следующую навигацию путешественник уже на Командорских островах (рис 6). Арсеньев составил подробные карты островов, обозначив лежбища котиков, изучил их повадки и разработал систему мероприятий, способствующих росту поголовья пушных зверей.

После Командорских островов ученый вновь посетил Камчатку. 29 июля 1923 года под его руководством были произведены раскопки на северо-западном берегу Култучного озера, а 4 августа Владимир Клавдиевич вместе с несколькими спутниками совершил восхождение на сопку Авачинского вулкана, а сам Арсеньев к тому же еще спустился в кратер вулкана (рис. 6).

С 1926 года Владимир Клавдиевич работал в Дальневосточном переселенческом управлении, и тогда же он возглавил экспедицию Наркомзема СССР по изысканию колонизационных фондов в северной части горной области Сихотэ-Алинь (рис. 7). Экспедиция получила название «Анюйская» [46, 48].

Рис. 7. Схема маршрута Анюйской экспедиции В.К. Арсеньева (1926) (по Малову В.И., 1986)

В последующем 1927 году Владимир Клавдиевич возглавил и провел последнюю в своей жизни экспедицию по маршруту Советская Гавань-Хабаровск.

Вследствие выхода в свет многих книг и статей Арсеньева, имя его становится столь популярным, что к нему обращаются решительно все — кто за справкой, советом, а кто и с предложением своих услуг для участия в экспедициях.

В 1930 году Арсеньев работал в Бюро экономических изысканий Уссурийской железной дороги в качестве его начальника. Тогда же он возглавил руководство четырьмя экспедициями по обследованию мест в районах предполагаемого строительства в северной части Приморья. Намечалась новая заманчивая перспектива, и Арсеньев с головой ушел в работу.

Летом 1930 года он выехал в низовья Амура (г. Николаевск-на-Амуре) для инспектирования экспедиций, и это было его последнее путешествие. Простудившись в тайге, Владимир Клавдиевич заболел и возвратился во Владивосток тяжело больным. В больнице у него признали крупозное воспаление легких и, несмотря на все принятые меры, надломленный годами скитаний организм начал сдавать, и 4 сентября 1930 года в 15 часов 15 минут дня Арсеньева не стало [23].

Вся плодотворная экспедиционная деятельность Владимира Клавдиевича Арсеньева как географа протекала почти беспрерывно с 1900 по 1930 гг. Кроме Уссурийского края он путешествовал и по многим другим областям Дальнего Востока. Но все же особе внимание уделял экспедициям по изучению горной области Сихотэ-Алинь, наиболее крупные, продолжительные и значимые из которых подробнее описаны в следующей главе.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Этот интересный мир:

Втрое рождение
Несмотря на жёсткие условия мирного договора 1856 года, запретившего России иметь крепости и флот на Чёрном море, в 1858 году на месте развалин Новороссийска было построено новое военное укрепление, получившее название Константиновское. В 1862 году на его переднем крае выросла казачья станица Новор ...

Часовой пояс
Соответствует Гринвичскому времени. Отстает от московского зимой на 3 часа, летом - на 4 часа. ...

Краткие сведения по характеристике основных групп транспортных судов
Имевшиеся в Италии морские суда по состоянию на 1 июля 1983 года по основным типам и назначению распределялись следующим образом. типы судов кол-во судов общая валовая вместим, рег. тонн удельное знач. ОВВ, % 1. Танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов 344 3449184 2, 98 2. Газовозы 26 133027 2, ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru