Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.

Мировая география » Аттикa » Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.

Страница 1

По своей сущности Афинское государство являлось поли­тической организацией свободных граждан, обеспечиваю­щей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой де­мократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать актив­ное участие в политической жизни. Она окончательно сло­жилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми пе­рерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.

Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направля­ли и контролировали деятельность должностных лиц.

Народное собрание — верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение вра­га, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция народного со­брания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избира­ло должностных лиц и производило проверку их деятель­ности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продо­вольственное положение страны и т. д. Специальные со­брания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.

В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось, вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.

Повестка дня каждого собрания определялась заранее Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных лиц. На трех других собраниях ме­сяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, ад­министративные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги защищавшие интересы отдельных групп свободных. Зако­нопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каж­дому законопроекту давал заключение. Голосование по за­конопроекту производилось поднятием руки.

Важным средством, использовавшимся в целях обес­печения стабильности законодательства, было право лю­бого участника собрания, сославшись на незаконность пред­ложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его . точки зрения, являлись незаконными.

Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан достигших 30 лет. К компетенции Совета относились воп­росы управления: осуществление дипломатических сно­шений с другими государствами, управление финансами. надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.

Для ведения текущих дел Совет был разделен на

10

комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председа­теля Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятель­ности и мог быть привлечен к ответственности.

Страницы: 1 2 3

Этот интересный мир:

Транспорт
Экономическая жизнь, как в глубокой древности, тесно связана с морем. Преимущественно морским путем осуществляются её внешние связи. Морской флот этой небольшой страны один из крупнейших в мире. На сухопутные границы приходится всего 1170 км. Греческий флот входит в число “Мировых извозчиков”. На п ...

Влияние географического разделения труда на рост производительности труда
Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники и прежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники. Географическое разделение труда если не созда ...

Африканская устойчивость
· Никакие Африканские государства не были приглашены на Берлинскую конференцию, и ни одно не подписало эти соглашения. Все решения принятые в Европе как-то сказывались на "Африканской почве". Французы стояли перед восстанием в Алжире в 1870 и сопротивлением (1881-1905) перед их усилиями у ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru