Порядок формирования и функционирования основных органов Афинского государства

Мировая география » Афинское государство » Порядок формирования и функционирования основных органов Афинского государства

Страница 1

Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: Народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия) являлось главным - суверенным и законодательным - органом афинского государства. Право участия в его работе имели все полноправные афинские мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Полномочия Народного собрания были весьма широкими: они охватывали практически все стороны жизни Афинского полиса. Здесь принимали законы, решали вопросы войны и мира, избирали должностных лиц, заслушивали отчеты магистратов по окончании сроков их полномочий, решали вопросы снабжения города продовольствием, обсуждали и утверждали государственный бюджет, осуществляли контроль за воспитанием юношей.

В компетенцию народного собрания входило и такое чрезвычайное мероприятие как остракизм. Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. С этой целью была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая получала свои полномочия непосредственно от Народного собрания. Это был специальный орган “хранителей законов”, наблюдавший за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства.

Кроме того, любой член Народного собрания мог выступать в экклесии с чрезвычайными заявлениями о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами против лиц, внесших в народное собрание предложения, нарушающие общественные законы. Институт “жалобы на противозаконие” оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. По мнению российских исследователей, право каждого афинского гражданина возбуждать жалобы на противозакония стало подлинной, основной опорой афинской демократической конституции.[24]

В Народном собрании был установлен довольно демократический порядок работы. Выступить перед согражданами мог любой его участник. Однако, оратор должен был придерживаться некоторых правил, которые, в частности, запрещали повторяться, оскорблять своего оппонента, говорить не по существу дела и т. п.

Экклесия собиралась довольно часто: каждая притания, по сообщениям Аристотеля, созывала 4 Народных собрания, т.е. - приблизительно 1 раз в 8-9 дней. Нередко собирались и внеочередные собрания. На одном - главном из этих собраний, как замечает Аристотель, решалось, считает народ политику властей правильной или нет.[25]

Председательствовал на Народных собраниях председатель пританов.

В конце V века до н.э. за посещение Народных собраний простые граждане Афин стали получать плату: сначала в размере обола, а затем - трех оболов. Это сделало возможным участие в Народных собраниях широких масс населения, в том числе - малоимущего.

Важную роль в системе государственных органов играл и Совет 500 (булэ). Будучи одним из основных институтов афинской демократии, Совет являлся рабочим органом Народного собрания, наделенным правом законодательной инициативы. Избирался он посредством жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждой из 10 фил - территориальных округов полиса.

Страницы: 1 2 3

Этот интересный мир:

Статистические показатели в агрогеографических исследованиях (социальные, организационно-технические и др.)
Статистика, необходимая для географических исследований аграрного сектора экономики, собирается по отдельным хозяйствам (фермам). На основе ее анализа делаются выводы об основных ареалах выращивания сельскохозяйственных культур, о преобладающих в данной местности типах сельского хозяйства, и, након ...

Транспорт
Особое значение для экономики имеет транспортная система Суэцкого канала, включающая не только канал и инфраструктуру , но и несколько расширяющих его возможности нефтепроводов. Автомобильные дороги · Всего 92370 км o С твердым покрытием 74820 км o Без твердого покрытия 17550 км Железные дороги · В ...

Основные тенденции развития текстильной и легкой промышленности за рубежом
Текстильная и легкая промышленность является одной из основных отраслей экономики, формирующих бюджет во многих странах. Доля этих отраслей в общем объеме производства промышленной продукции в развитых странах, включая Германию, Францию, США, составляет 6-8%, в Италии – 12%. Это позволяет странам ф ...


Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru