Порядок формирования и функционирования основных органов Афинского государства

Мировая география » Афинское государство » Порядок формирования и функционирования основных органов Афинского государства

Страница 1

Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: Народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия) являлось главным - суверенным и законодательным - органом афинского государства. Право участия в его работе имели все полноправные афинские мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Полномочия Народного собрания были весьма широкими: они охватывали практически все стороны жизни Афинского полиса. Здесь принимали законы, решали вопросы войны и мира, избирали должностных лиц, заслушивали отчеты магистратов по окончании сроков их полномочий, решали вопросы снабжения города продовольствием, обсуждали и утверждали государственный бюджет, осуществляли контроль за воспитанием юношей.

В компетенцию народного собрания входило и такое чрезвычайное мероприятие как остракизм. Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. С этой целью была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая получала свои полномочия непосредственно от Народного собрания. Это был специальный орган “хранителей законов”, наблюдавший за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства.

Кроме того, любой член Народного собрания мог выступать в экклесии с чрезвычайными заявлениями о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами против лиц, внесших в народное собрание предложения, нарушающие общественные законы. Институт “жалобы на противозаконие” оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. По мнению российских исследователей, право каждого афинского гражданина возбуждать жалобы на противозакония стало подлинной, основной опорой афинской демократической конституции.[24]

В Народном собрании был установлен довольно демократический порядок работы. Выступить перед согражданами мог любой его участник. Однако, оратор должен был придерживаться некоторых правил, которые, в частности, запрещали повторяться, оскорблять своего оппонента, говорить не по существу дела и т. п.

Экклесия собиралась довольно часто: каждая притания, по сообщениям Аристотеля, созывала 4 Народных собрания, т.е. - приблизительно 1 раз в 8-9 дней. Нередко собирались и внеочередные собрания. На одном - главном из этих собраний, как замечает Аристотель, решалось, считает народ политику властей правильной или нет.[25]

Председательствовал на Народных собраниях председатель пританов.

В конце V века до н.э. за посещение Народных собраний простые граждане Афин стали получать плату: сначала в размере обола, а затем - трех оболов. Это сделало возможным участие в Народных собраниях широких масс населения, в том числе - малоимущего.

Важную роль в системе государственных органов играл и Совет 500 (булэ). Будучи одним из основных институтов афинской демократии, Совет являлся рабочим органом Народного собрания, наделенным правом законодательной инициативы. Избирался он посредством жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждой из 10 фил - территориальных округов полиса.

Страницы: 1 2 3

Этот интересный мир:

Янтарные инклюзы
Инклюзы, то есть включения насекомых или частиц растения в кусочки прозрачного янтаря, придают им неповторимую прелесть и потому особо ценятся. Еще римский поэт Марциал (I век) в своих знаменитых "Эпиграммах" восславил янтарные инклюзы (перевод М. В. Ломоносова): В тополевой тени гуляя, м ...

Государство и право Древнего Египта
В Египте раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н. э. государство в Египте существовало. Уже на рубеже IV-III ты ...

Политическое и экономико-географическое положение (общая характеристика)
Австралия имеет федеративное устройство и включает в себя шесть штатов: Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Тасмания, Западная Австралия; а также две территории: Северная территория и Австралийская Столичная территория. Территория страны составляет 7682 тыс. кв. км, расположена ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru