Экономическая реформа во Вьетнаме

Мировая география » Вьетнам » Экономическая реформа во Вьетнаме

Страница 5

Во Вьетнаме политика денационализации только начинает формироваться. Она исходит из того, что в СРВ был скопирован механизм бюрократического, распределительного управления, который подталкивал государственные предприятия к расточительному ведению хозяйства, тормозил модернизацию производства. "Несмотря на всесторонние льготы, - пишет вьетнамский ученый Нгуен Куанг Тхуан, - государственный сектор оставался низкоэффективным, а его убыточность стала серьезной причиной углубления бюджетного дефицита и нарастающей инфляции". Действительно, эти причины побуждали руководство страны искать пути преобразования государственной экономики. Однако на первом этапе реализации экономической реформы мероприятия в этой области сводились к расширению производственно-хозяйственной самостоятельности предприятий и ограничению вмешательства вышестоящих административно-управленческих органов в их деятельность. Но все эти свежие новации не принесли тогда заметных результатов.

На втором этапе экономической реформы с еще большей отчетливостью выявилось, что масштабы госсектора и его значение не отвечают потребностям страны, хотя к началу 90х годов госсектор обеспечивал свыше 60% всех внутренних поступлений государственного бюджета, потребляя при этом до 80% импортируемого сырья и материалов, что определяло высокую зависимость предприятий от внешней политики.

1989г. стал переломным в области подхода государства к находящемуся в его ведении сектору: были существенно урезаны бюджетные субсидии, сняты льготы по кредитам и пр. , что привело абсолютное большинство предприятий на грань банкротства. В новых условиях хозяйствования они особенно ярко проявили неспособность приспособиться к ситуации и самостоятельно вести дела. Тем более, что масса предприятий госсектора требовала, как минимум, реконструкции и технического перевооружения, а , по существу , - нового строительства. Об этом говорит в частности, тот факт, что даже при вспышке потребительского спроса в 1989г. продукция госпредприятий не находила спроса, продолжал расти процесс затоваривания. И тем не менее ни одно государственное предприятие не обанкротилось и не было остановлено. Впрочем, для этого не было и соответствующих юридических норм: закона о банкротстве, правил продажи с аукциона основных фондов и т. п. Там, где требовались нестандартные решения, руководство страны из идеологических соображений предприняло меры к сохранению госсектора - с помощью льгот и дотаций из госбюджета. Кризис охватывал все новые отрасли и предприятия, а в инвестиционном комплексе он обрел просто разрушительные масштабы.

Первые месяцы после введения новой политики, отменившей привилегии госсектора, большая часть самых крупных госпредприятий вынуждена была приостановить свою деятельность. Вспыхнула массовая безработица. Возросла угроза углубления социальной нестабильности. Многие уволенные рабочие устремились в единственную доступную для них сферу деловой активности - торговое посредничество, финансовые и валютные спекуляции. После бюджетной подпитки произошло некоторое оживление госсектора, что повысило его долю в структуре национального дохода: с 22, 5 в 1988г. до 29% в 1991г. ;в валовом общественном продукте, соответственно с 30, 5 до 37, 0; в валовой продукции промышленности : с 56, 5 в 1988г. до 58, 6% - в 1991 г.

Но эти данные, особенно позиции госсектора в ВОП и валовой продукции промышленности, отражают роль государственного сектора только как выведенную по стоимости продукции, и ничего не говорят о состоянии ее реализации. Вьетнамская пресса изобилует примерами, когда госсектор работает вхолостую, на склад. Низкое качество продукции лишает товары привлекательности и спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В 1990г. численности государственных предприятий в экономике СРВ сократилась на 8, 6% по сравнению с 1988г. , составив 2762 единицы вместо 3020 в предыдущем году. Сокращение произошло в основном за счет превращения части государственных предприятий в смешанные. В 1992г. началась приватизация предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих госсектору. Пока мы не располагаем точными данными, характеризующими масштабы данного процесса, за исключением того, что в порядке эксперимента намечалось приватизировать несколько государственных предприятий путем акционирования, но, возможно , что подобные факты положат начало третьему этапу экономической реформы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Этот интересный мир:

Административное деление Франции
Территория Франции разделена на 100 департаментов, в том числе заморские — острова Реюньон и Индийском океане, Мартиника и Гваделупа в Карибском море и др. Французы сохраняют сознание принадлежности к определённым историческим областям: Пикардии, Нормандии, Бретани, Эльзасу, Лотарингии, Шампани, Бу ...

Мировые водные ресурсы
Определение мировых водных ресурсов можно давать в широком и узком смысле, в зависимости от возможности их использования: ü В широком смысле: весь объем вод гидросферы, заключенных в реках, озерах, морях, океанах, ледниках, а также в подземных горизонтах и атмосфере. ü В узком смысле: при ...

Понятие географического разделения труда в системе экономической географии
Географическое разделение труда является процессом, выделяющим из хозяйственной производственной деятельности сельское хозяйство и промышленность. Транспорт и торговля, теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическим разделением труда и развиваются непрерывно с ним. Экономические ...


Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru