Афон и «смерть»

Монахи не боятся смерти, воспринимают ее как нечто неизбежное и естественное. На Афоне сформировался целый культ погребения. Здесь хоронят без гроба; тело обвивается мантией и придается земле. Через три года могилу раскапывают, если за это время тело еще не истлело, не принято землей, то, по вере святогорцев, усопший вел не праведную жизнь. Тогда могилу снова зарывают и особенно горячо молятся за усопшего брата, посмертная жизнь которого так трудна. Если же тело истлело без остатка, кости чисты и имеют желтоватый цвет, это признак особой духовности покойника. После эксгумации кости омываются в воде с вином и насухо вытираются хлопчатобумажной тканью, а затем переносятся в склеп.

Склеп имеется в каждом храме. Здесь хранятся останки усопших монахов. Внутри усыпальницы установлены полки, на которых в иерархическом порядке расположены черепа. На каждом из них указывается имя покойника, день и год его смерти. Мелкие кости размещаются по общим ящикам – ножные к ножным, ручные к ручным и т.д. На стену склепа на видное место крупными буквами наносится надпись:

«Помни всякий брат,

Что мы были, как вы

А вы будете, как мы».

Над усыпальницей строится небольшая церковь для богослужения по субботам и в дни церковных поминовений. Писатель Б. Зайцев, проведший на Афоне семнадцать дней, приводит в своих воспоминаниях выдержку из письма одного святогорца. Письмо афонского инока дает исчерпывающее представление об акте погребения на Святой Горе: « Кто отходит, над почившим, по омовении тела до погребения, читают псалтырь. Почивший до того времени лежит на полу, в больничной церкви, обвитый мантией, но без гроба, потому что на Востоке, в рассуждении мертвых, держится Новозаветная церковь Ветхозаветского правила и придает тела земле самым буквальным образом. При погребении, по последнем целовании, весь сбор иеромонахов, вместе с игуменом, окружают почившего, и игумен прочитывает разрешительную над ним молитву, после которой почивший троекратно от собора благословляется, с пением «вечная твоя память». Когда таким образом кончится похоронный чин, игумен краткой речью приглашает все братство простить почившего собрата, если кого, как человек, он оскорбил чем нибудь в жизни своей. Троекратное «Бог да простит» бывает ответом. Затем тело выносятся. Когда доходят до ниши с изображением св. Пантелеимон за монастырскими воротами, возглашают ектению о покое и блаженстве усопшего, то же и на половине пути до кладбища. Когда тело опущено в землю, особенно заботятся о сохранении головы, сбоку ее обкладывают камнями, сверху покрывают каменной плитой. Прах крестообразно обливается елеем с водой из неугасаемой лампады с ликом св. Первоверховных Апостолов, имени которых посвящена кладбищенская церковь. Когда тело зарыто, игумен предлагает помолиться за усопшего. Один из братии берет четки, молится в слух: «Успокой, Господи, душу усопшего раба Твоего», и сто поясных поклонов с этой молитвой бывают началом келейного поминовения. Не отходя от могилы, игумен заповедует в течении сорока дней продолжать начатый канон, т.е. каждый день по 100 поклонов с молитвой об упокое усопшего.

Этот интересный мир:

Археология и история
22. Материалы по изучению древнейшей истории Уссурийского края.— Записки Приамурского отдела Общества востоковедения. Вып.1. Хабаровск, 1913. Очерк о старинных укреплениях Приморья, также приводится несколько древних легенд о царе Куань-Юне. 23. Памятники старины в Уссурийском крае и в Маньчжурии./ ...

Основные задачи НТП в теплоснабжении
Практически - это второй этап процесса реализации политики развития ТХ и он связан с переходом к. сооружению ТЭЦ средней и малой мощности на принципиально новых технологиях сжигания топлива (ПГУ и ГТУ ТЭЦ с внутрицикловой газификацией угля и на газе) и к внедрению современных котельных с новыми эко ...

Основные принципы преобразования теплового хозяйства в Сибири
Разработка концепции развития ТХ в Сибири в сущ. условиях и с учетом требований представляет сложную проблему, связанную с характером ориентации экономики, динамикой развития нар. хоз-ва и инерционности энергетики в целом. Тем не менее, в качестве основных принципов формирования систем теплоснабжен ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru