В этот период возникает необходимость в соответствующей законодательной базе, юридически запрещающей статус как центрального банка, так и коммерческих банков. Законы были приняты в декабре 1990 г На союзном уровне Верховным Советом СССР 11 октября 1990 г. были приняты законы “О государственном банке СССР” и “О банках и банковской деятельности”, в Российской Федерации – законы о “Центральном банке РСФСР (Банке России)” и о “Банках и банковской деятельности в РСФСР (2 декабря 1990 г.)”. С принятием этих законов развитие сети коммерческих банков характеризовалось более быстрыми темпами и определенной уверенностью. /4/
В связи с распадом СССР, коренными изменениями в политике и экономике банковская система уже не могла эффективно функционировать. Возникла необходимость в ее новой, второй за последние 10 лет перестройки. Новая банковская система должна была производится в условиях:
Масштабных структурных изменений, ведущих к радикальному изменению экономического и политического строя страны;
Крайней нестабильности, требующей не только оперативного, но и прежде всего долгосрочного, перспективного управления;
Глубокого кризиса хозяйства (падения производства и его эффективности, инфляция), тяжелейшего состояния денежно-кредитного обращения, расстройства всего финансового хозяйства страны;
Неудачной текущей политики банка России в 1991 – I полугодие 1992 г., которая привела к ослаблению банковской системы (платежный кризис, кризис наличности, расстройство системы безналичных расчетов, чрезмерно жестокая и непредсказуемая монетарная политика и т.п.). /6/
В конечном итоге существовала необходимость долгосрочной концепции перехода России к экономике рыночного типа и демократической государственности, которым соответствует качественная иная банковская система, нежели для централизовано планетарной экономики и тоталитарного государства. К сожалению проект такой концепции был разработан О. И. Лаврушиным, Я. М. Миркиным только в 1993 г. Основными принципами этой концепции являлись : организация банковского дела в переходной экономике. Реальная степень “рыночности” будущей банковской системы, соотношение в ней централизованных и децентрализованных начал. Направленность новой банковской системы на обслуживание процесса реформ:
диверсификация собственности (приватизацию, становление независимого частного сектора);
демонополизацию;
становление новых рынков (ценных бумаг, земли, основных фондов, страховых услуг, научно-технической продукции и информации и т.п.) ;
техническую, технологическую и продуктовую перестройку хозяйства, конверсию и сокращение военных расходов;
перестройку межрегиональных и межреспубликанских связей;
усилению открытости экономики, интеграцию в микрохозяйственных связей;
перераспределение положений между центром и регионами. /3/
Кроме того, банковская система, по мнению авторов концепции должна способствовать развитию различных видов кредитных институтов. Но при этом не должна нарушатся, строгая система контроля за деятельностью банков со стороны ЦБ и представительных органов государства. /3/
На тот момент, банковская система являлась важным звеном отечественной экономики. Именно в следствие значительной аккумуляции денежных средств, банки могли оказывать значительное влияние на курс национальной валюты, и на приток денег в казну, путем операции с государственными ценными бумагами. В условиях непрекращающегося кризиса, неплатежей банковская система призвана удерживать объем денежной массы в рамках, обеспечивающих функционирование экономики. Эффективное перераспределение средств в отечественной экономике на том этапе способна обеспечить только государственная программа, разработанная с учетом мирового опыта и отечественных реалий. /12/
Привлечение зарубежных кредитных ресурсов затруднено по нескольким причинам. Россия являлась крупным должником. Коррупционные процессы в государственном аппарате, который собственно и должен заведовать распределением зарубежных кредитов, серьезно подрывают доверие иностранных кредиторов и не дают гарантии направления выделенных средств в экономику страны. До сих пор в России очень высокие инвестиционные риски, частично из-за отсутствия подобной программы. Иностранные кредиторы зачастую не заинтересованы в развитии определенных отраслей нашей экономики, и никогда не будут выделять на это кредитные ресурсы. /12/
Этот интересный мир:
Юридическая природа
Европейских сообществ и Европейского союза
В 50-е годы на базе учредительных договоров было создано 3 Европейских сообщества (соответственно, ЕОУС, ЕЭС и Евратом), которые представляли собой интеграционные объединения, воплощающие в себе черты как межгосударственного, так и наднационального характера. В этих сообществах воплощен новый право ...
Нефтегазовая промышленность Норвегии
Даже пока стороны только ожидают завершения переговоров по делимитации, ничто не мешает широкому сотрудничеству в нефтяной и газовой областях между предприятиями сторон в районах, не затрагиваемых этими переговорами. Практика лицензирования работ на норвежском континентальном шельфе предоставил ...
Экономическая выгода как движущий момент в развитии географического
разделения труда
Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения труда. Географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больш ...
Природные зоны Дальнего Востока
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.