Третий этап с 1990 г. по 17 августа 1998 г.

Мировая география » География Банковской Системы » Третий этап с 1990 г. по 17 августа 1998 г.

Страница 1

В этот период возникает необходимость в соответствующей законодательной базе, юридически запрещающей статус как центрального банка, так и коммерческих банков. Законы были приняты в декабре 1990 г На союзном уровне Верховным Советом СССР 11 октября 1990 г. были приняты законы “О государственном банке СССР” и “О банках и банковской деятельности”, в Российской Федерации – законы о “Центральном банке РСФСР (Банке России)” и о “Банках и банковской деятельности в РСФСР (2 декабря 1990 г.)”. С принятием этих законов развитие сети коммерческих банков характеризовалось более быстрыми темпами и определенной уверенностью. /4/

В связи с распадом СССР, коренными изменениями в политике и экономике банковская система уже не могла эффективно функционировать. Возникла необходимость в ее новой, второй за последние 10 лет перестройки. Новая банковская система должна была производится в условиях:

Масштабных структурных изменений, ведущих к радикальному изменению экономического и политического строя страны;

Крайней нестабильности, требующей не только оперативного, но и прежде всего долгосрочного, перспективного управления;

Глубокого кризиса хозяйства (падения производства и его эффективности, инфляция), тяжелейшего состояния денежно-кредитного обращения, расстройства всего финансового хозяйства страны;

Неудачной текущей политики банка России в 1991 – I полугодие 1992 г., которая привела к ослаблению банковской системы (платежный кризис, кризис наличности, расстройство системы безналичных расчетов, чрезмерно жестокая и непредсказуемая монетарная политика и т.п.). /6/

В конечном итоге существовала необходимость долгосрочной концепции перехода России к экономике рыночного типа и демократической государственности, которым соответствует качественная иная банковская система, нежели для централизовано планетарной экономики и тоталитарного государства. К сожалению проект такой концепции был разработан О. И. Лаврушиным, Я. М. Миркиным только в 1993 г. Основными принципами этой концепции являлись : организация банковского дела в переходной экономике. Реальная степень “рыночности” будущей банковской системы, соотношение в ней централизованных и децентрализованных начал. Направленность новой банковской системы на обслуживание процесса реформ:

диверсификация собственности (приватизацию, становление независимого частного сектора);

демонополизацию;

становление новых рынков (ценных бумаг, земли, основных фондов, страховых услуг, научно-технической продукции и информации и т.п.) ;

техническую, технологическую и продуктовую перестройку хозяйства, конверсию и сокращение военных расходов;

перестройку межрегиональных и межреспубликанских связей;

усилению открытости экономики, интеграцию в микрохозяйственных связей;

перераспределение положений между центром и регионами. /3/

Кроме того, банковская система, по мнению авторов концепции должна способствовать развитию различных видов кредитных институтов. Но при этом не должна нарушатся, строгая система контроля за деятельностью банков со стороны ЦБ и представительных органов государства. /3/

На тот момент, банковская система являлась важным звеном отечественной экономики. Именно в следствие значительной аккумуляции денежных средств, банки могли оказывать значительное влияние на курс национальной валюты, и на приток денег в казну, путем операции с государственными ценными бумагами. В условиях непрекращающегося кризиса, неплатежей банковская система призвана удерживать объем денежной массы в рамках, обеспечивающих функционирование экономики. Эффективное перераспределение средств в отечественной экономике на том этапе способна обеспечить только государственная программа, разработанная с учетом мирового опыта и отечественных реалий. /12/

Привлечение зарубежных кредитных ресурсов затруднено по нескольким причинам. Россия являлась крупным должником. Коррупционные процессы в государственном аппарате, который собственно и должен заведовать распределением зарубежных кредитов, серьезно подрывают доверие иностранных кредиторов и не дают гарантии направления выделенных средств в экономику страны. До сих пор в России очень высокие инвестиционные риски, частично из-за отсутствия подобной программы. Иностранные кредиторы зачастую не заинтересованы в развитии определенных отраслей нашей экономики, и никогда не будут выделять на это кредитные ресурсы. /12/

Страницы: 1 2

Этот интересный мир:

Финансы
Нынешняя финансовая система страны была установлена в 1915 во время оккупации Гаити Соединенными Штатами, которые по условиям договора взяли на себя реорганизацию финансов и контроль за таможенными сборами, продолжавшийся до 1947. Национальный банк Гаити обладает правом денежной эмиссии. Гаити фина ...

Понятие географического разделения труда в системе экономической географии
Географическое разделение труда является процессом, выделяющим из хозяйственной производственной деятельности сельское хозяйство и промышленность. Транспорт и торговля, теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическим разделением труда и развиваются непрерывно с ним. Экономические ...

Производство энергии
Доля электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями страны, оценивается в 255 млн. киловатт (самый высокий в мире) и, не имея значительных запасов угля (до последних открытий, как и нефти), Бразилия сделала солидные инвестиции в планирование и строительство станций, чтобы удовлетворить потреб ...


Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru