История развития морского транспорта

Мировая география » География морского транспорта » История развития морского транспорта

Страница 1

Белое и Баренцево моря осваивались русскими с давних времен. Еще в конце XVII века в Архангельске существовали крупные по тому времени верфи. В XVIII веке они выполняли даже заказы английских судовладель­цев. С выходом России к Балтийскому побережью главным портом стал Петербург. Здесь было положено начало созданию русских морских паро­ходов. Позднее, в 1897 году, судостроение было основано на Украине, в Николаеве.

Промышленное развитие Юга России сильно повысило значение азово-черноморских портов. Близость их к основным хлебным районам стала важнейшим фактором экспорта зерна. К концу XIX века азово-черноморские порты по общему грузообороту заняли первое место среди морских портов России, на их долю приходилось свыше 2/3 всего экспорта. Импорт России шел преимущественно через порты Балтики. Удельный вес морей в общем морском грузообороте в 1913 году составлял (%):

Петербург был самым крупным по грузообороту и наиболее благоуст­роенным портом России. Его грузооборот в 1913 году составлял 7,2 млн. т, в том числе по вывозу - 2,6 млн. т, по ввозу - 4,1 млн. и по каботажу - 0,5 млн. т. 70 % импорта, поступавшего в Петербургский порт, приходилось на английский уголь. Вторым по грузообороту портом России была Одесса. Из других по размерам грузооборота выделялись Николаев, Ростов, Мариуполь (Жданов),Новороссийск, Рига, Архангельск и Владивосток.

Общий грузооборот морских портов России в 1913 году в дореволюционных границах составлял 41 млн. т, в том числе малый каботаж - 11,8 млн. т, большой каботаж1 - 0,6 млн., экспорт - 19,3 млн., импорт- 9,3 млн.т.

В морском экспорте преобладали грузы : хлебные - 52,8%; лесные - 21,1; руда - 10,5; нефть - 5,6%. В импорте 65,5% составлял каменный уголь. Внешнеторговые грузы перевозились преимущественно на ино­странных судах . Средняя дальность перевозки 1 т груза составляла 726 миль (1335 км).

Низкий технический уровень оборудования русских портов был при­чиной малой их производительности. Около 70% торгового флота в 1913 году составляли парусные суда . В 1916 году внешнеторговый морской грузооборот России занимал пятое место в мире.

С первых же лет Советской власти развитию морского транспорта было уделено большое внимание. Морской флот сильно пострадал в годы гражданской войны и интервенции. Советское государство закупало суда за границей и строило новые на своих верфях. Грузоподъемность морского торгового флота к началу 1937 года составила 1 250 тыс. рег. т (1913 г. - 893 тыс. рег. т).

массовые грузы для вывоза морем за границу”. Из северных портов к тако­вым были отнесены Ленинград и Мурманск, из южных - Мариуполь, Ростов-на-Дону, Новороссийск и Махачкала.

Началось строительство новых сооружений, оснащение причалов и складских помещений. В довоенное время были построены механизированная Лесная гавань в Ленинградском порту, мощные элеваторы с глубоководными причалами в Николаеве, Херсоне, Мариуполе, переоборудованы элеваторы в других крупных портах. В ряде крупных портов (Ленинград, Одесса, Новороссийск, Туапсе, Владивосток, Сухуми и другие) сооружены железобетонные конструкции глубоководных пирсов. К сороковым годам были реконструированы почти все морские порты страны и построено несколько новых.

Быстрое развитие нефтепромыслов на Кавказе выдвинуло на первое место по морскому грузообороту Каспийский бассейн и увеличило перевозки нефти по Черному морю. Первое место среди портов по морскому грузообороту занял Баку. В 1923 году морские перевозки по Каспийскому морю составляли 45% всего морского грузооборота СССР:

Страницы: 1 2 3 4

Этот интересный мир:

Экономическая выгода как движущий момент в развитии географического разделения труда
Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения труда. Географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больш ...

Население и общество
В 2000 на Багамских Островах проживали 295 тыс. человек, причем более половины из них – на о.Нью-Провиденс. 30% населения относится к возрастной группе до 15 лет, 64% – от 15 до 65 лет и 6% – старше 65 лет. Рождаемость оценивается в 19,54 на 1000 населения, смертность – 6,81 на 1000, эмиграция – 2, ...

Гладкий Лавров - учебник географии 10 класса - население - 30 тестов
1. Период аграрной цивилизации характеризовался: a)сравнительно низким приростом населения б)низким уровнем рождаемости в)высоким уровнем рождаемости и сравнительно высоким приростом населения г)высоким уровнем рождаемости и низким приростом населения д)наличием полигамии 2. Самыми высокими в миров ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru