Национальная кухня и костюмы башкир

Мировая география » Башкирский этнос » Национальная кухня и костюмы башкир

Страница 1

Национальная кухня, у башкир формировалась на базе скотоводческого мясо-молочного хозяйства. Важным продуктом питания было коровье молоко (hэт) и молочные продукты. Собранные с отстоявшегося сырого или кипяченого молока сливки (kаймаk) подавали к чаю, оставляли для заправки супа, сбивали в масло (май). Употреблялись повсеместно заквашенное молоко (kатыk, ойотkан), творог (эремсек). Вываренная и подсушенная творожистая масса (kызыл эремсек, эжекэй) заготовлялась впрок. На большей части территории Башкортостана делали корот (kорот). В летнюю пору пили разбавленный водой катык, пахту от сбитого масла (айран) или кумыс (kымыз). Большую роль в кухни башкир играли мясные блюда. Традиционным угощением была вареная конина или баранина с лапшой (бишбармаk, туkмас, палма, kуллама, итле аш). С мясом гостям подавали кусочки вяленой колбасы (kазы). После подачи мяса гостям подносили чашу с бульоном (hурпа), приправленным коротом. В кухне горно-лесных башкир заметное место занимала дичь (утки, тетерева), мясо диких коз, лосей, рыба.

В рационе башкир с давних пор присутствовали злаки. Многие современные блюда с применением целого или дробленого зерна имеют древнее происхождение: похлебка из ячменя (кужэ), каленые ячмень и пшеница (kурмас), толокно из курмаса (талkан), некоторые блюда из пшена; лепешки (йэймэ, кулсэ), лапша (hалма, туkмас и др.), изделия из пресного теста (бауырhаk, йыуаса, майгикмэк кумэс и др.). Башкиры пекли кислый хлеб и различные пироги в духовой печи. На хмелевой закваске ставили иногда и традиционные мучные кушания (лепешки, блины, печенье). С кон. 19 в. прочное место в питании населения занимает картофель, чуть позже и другие овощи. Разнообразили летнее меню травы, дикие коренья (саранка, борщевник, черемша, дикий лук, щавель), которые употребляли как приправу к крупяным супам (эйрэ) и мучным жидким кушаньям (ыумас, боламыk). Из диких ягод (клубники, смородины, горной вишни) делали тонкую пастилу (kаk). Любимым напитком стал чай. Кроме покупного чая заваривали листья душицы, зверобоя, смородины и др. Сахар заменяли медом. Хмельными напитками были буза (буза) и медовуха (эсе бал). Башкирские кушания (бишбармаk, kатыk, kорот, туkмас, бэлеш и др.) пользуются признанием у многих народов.

Для костюмов, характерно широкое использование домашнего сукна, войлока, кож (для обуви), овчин, меха, а также покупных кустарных тканей; в меньшей мере употреблялся крапивный и конопляный холст. С переходом к оседлости домашние ткани из раститительных волокон при изготовлении одежды, особенно нательной (рубах, штанов), приобрели первенствующее значение. До кон. 19 в. мужская и женская одежда отличались не столько формой и покроем, сколько приемами декоративно-художественного оформления. Носили рубахи или платья (кулдэк), штаны "с широким шагом" (ыштан), безрукавный короткий камзол (камзул) или кафтан (кэзэки). В торжественной или официальной обстановке надевали шелковые или бархатные халаты (елэн), бешметы (бишмэт). Теплой одеждой служили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун), тулупы (толоп). В мужской костюм входили штаны (салбар) из плотной ткани. Рубахи и платья имели туникообразный (без швов в плечах) покрой. Верхняя одежда кроилась приталенной, расклешенной в полах, с косыми плечевыми срезами, округлой проймой. На камзол или кафтан было принято надевать тканевый или суконный халат. Другой особенностью одежды было включение халатов и даже шуб в праздничный комплект. Старинные еляны и чекмени вышивались разноцветным узором, украшались цветным сукном, позументом, нашивками кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях. В музейных собраниях сохранились праздничные шубы, крытые бархатом, шелком, отделанные мехом выдры, лисы (kама тун, тэлкэ тун). На севере Башкортостана верхняя одежда рано перешла в разряд сезонной. Праздничный костюм в 19 в. состоял здесь из платья и камзола, а с кон. 19 в. у молодых женщин - из платья и фартука. Их шили из орнаментированной домашней ткани или из фабричной, вышитой узорами. Так же украшали мужские праздничные рубахи; штаны шили из браного холста. Вышивка и аппликация на платьях и фартуках были приняты у зауральских башкир. Вышивались также мужские рубахи и пояса.

Традиционная обувь (сапоги, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливалась из кожи домашней выделки. В южных и юго-восточных скотоводческих р-нах кожаные сапоги (итек) носило почти все взрослое население. В других местах сапоги были преимущественно обувью молодых мужчин. Праздничные сапоги имели каблук, шпунты и подковы, их украшали металлическими заклепками. Нарядно выглядели жен. башмаки (kата, башмаk) с цветной строчкой, шерстяными кисточками. У демских башкир они являлись праздничной и свадебной обувью. Кожаную обувь носили с суконными, войлочными чулками (тула ойоk, кейез ойоk) или портянками (сылгау). Кожаные калоши (калуш) надевали на ичиги (ситек). В горном Башкортостане и в Восточном Зауралье была принята обувь с суконными голенищами на твердой (kата) и мягкой (сарыk) подошве. Низкую меховую обувь из конской или коровьей шкуры (kынйыраk) с небольшим холщовым верхом надевали зимой охотники на Северо-востоке Башкортостана. В качестве летней и осенней рабочей обуви на севере Башкортостана распространились лапти (сабата).

Страницы: 1 2

Этот интересный мир:

Некоторые варианты описания геополитических отношений
Для изучения проблем моделирования геополитических отношений необходимо внести соответствующую формализацию рассматриваемых понятий. Дело в том, что для многих из них существуют лишь вербальные определения, либо отражены только частные характеристики субъектов геополитических отношений. Построение ...

Бурные годы «Новороссийской республики»
Под влиянием усиливающейся пропаганды в революционных кружках в начале века в Новороссийске, как и других городах Чернономорья и Кубани, создаются общероссийские или национальные революционные партии. Наиболее влиятельной среди них была партия социал-революционеров. Первые группы и кружки эсеров во ...

Казахстан на карте мира
Начиная с середины ХХ века, по мере развития процесса деколонизации поведение и стратегия великих держав начали меняться. В этот период развитые государства стали больше стремиться установить контроль над потоками информации (включая знания, технологии), товаров, услуг, капиталов и рабочей силой, н ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru