Волга — экономическая ось Поволжья

Мировая география » Волга — экономическая ось Поволжья » Волга — экономическая ось Поволжья

Страница 1

На рубеже 19-20 веков — началась индустриализация Поволжья. Оно становится крупным районом производства товарного зерна и мукомольной промышленности. Усиливается значение Волги. Она становится «главной улицей России» (перевозится зерно, нефть, сплавляется лес). В Царицыне (Волгограде) возникают самые мощные в России лесопильные заводы.

Политика индустриализации в годы довоенных пятилеток (крупнейший тракторный завод в Волгограде) и первые годы войны (в связи с эвакуацией сюда оборонных предприятий в 1941-42 гг.) сделали Поволжье из аграрного — промышленным, из мукомольного — машиностроительным с усиленным развитием военной промышленности.

В послевоенный период, особенно с 1950 г. в течение двух десятилетий Поволжье становится главным районом России нефтедобычи и её переработки нефтехимии. Основные районы добычи и переработки нефти и газа расположены в Татарии (Альметьевск, Елабуга), Самарской области (Новокуйбышевск, Сызрань, Отрадный). Изменился поток нефти. Она пошла теперь и вниз по Волге. Поволжье превратилось в край нефти и газа.

В настоящее время основные отрасли специализации Поволжья — машиностроение и нефтехимия. Машиностроение (18,6% Российского) представлено, в основном предприятиями ВПК, главная отрасль специализации которого — авиационная и ракетно-космическая промышленность. Крупнейшие центры ВПК — Самара, Казань, Саратов, Ульяновск.

Особое место в машиностроении Поволжья принадлежит транспортному Поволжью — автомобильный цех страны. Это крупнейший производитель легковых и грузовых автомобилей (Набережные Челны, Ульяновск, Тольятти, Нижний Новгород).

Из других видов транспорта развито самолетостроение (Казань, Нижний Новгород, Саратов, Самара, Ульяновск), судостроение (Рыбинск, Волгоград, Астрахань) — морские и речные суда, в том числе на воздушной подушке (Сормово, Н. Новгород).

Поволжье — крупный производитель тракторов (Волгоград, Чебоксары), развито вагоностроение (Тверь), станкостроение, приборостроение, выпускаются экскаваторы и многое другое.

Хотя добыча нефти снижается, но нефтепереработка и нефтехимия переходит на сибирскую нефть, астраханский газ, поэтому Поволжье по-прежнему — крупнейший в стране район по переработке нефти, продукции химии, органического синтеза.

Здесь производятся пластмассы, химические волокна, синтетический каучук, покрышки («обувь для машин»), минеральные удобрения.

Доля Поволжья в химической и нефтехимической промышленности составляет 15,1% российской (Казань, Балаково, Энгельс, Волгоград).

Сохранила свое значение и преумножается легкая промышленность. Это текстильная (Тверь, Кинешма и др.), пищевая (повсеместно). Особенно следует отметить добычу и переработку поваренной соли из озера Баскунчак, которое издавна используется как «всероссийская солонка». В Волгограде действует единственный в стране завод горчичников. Успешно развивается добывающая и перерабатывающая рыбная промышленность (Астрахань).

На берегах Волги раскинулись 67 городов. Все они вытянулись вдоль или около её. Крупнейшие из них следующие.

Нижний Новгород (бывший Горький) — первый город на Волге и третий по численности населения в России (1 млн. 357 тыс. жителей), основан в XIII веке Владимировским князем Юрием Всеволодовичем и имел в это время важное стратегическое значение. Его расположение у слияния Оки с Волгой способствовало развитию промышленности и торговли.

В 1817 году в Н. Новгород бала переведена Макарьевская ярмарка (ранее она проводилась в местечке Макарьево, что на левом берегу Волги), которая занимала огромную площадь на стрелке Оки и Волги. Сейчас она возрождается вновь.

С середины 19 века город приобретает промышленное значение. Там был построен Сормовский судостроительный завод, ныне «Красное Сормово», где строятся морские и речные суда на подводных крыльях («Ракета», «Метеор», «Комета»). На весь мир известны горьковские легковые и грузовые автомобили «Волга» (с эмблемой фигуры оленя на капоте) и ГАЗ (знаменитые «газики»).

Страницы: 1 2 3 4

Этот интересный мир:

Признаки биоразнообразия
Биологическое разнообразие видов характеризуется двумя признаками — видовым богатством и выровненностью. Видовое богатство отражает число видов, встречающихся в пределах экосистемы, в то время как выровненность характеризует равномерность распределения численности животных[4]. Выделение этих состав ...

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)
Основы современной интеграционной политики были заложены в трудах яркого представителя геополитической школы континенталистов Карла Шмитта. Чего стоит только его теория «больших пространств», с естественным стремлением государств к наднациональным объединениям, основанных на этническом и культурном ...

Транспорт и внешние экономические связи
Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере неп ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru