Аральское море

Мировая география » Аральское море

Страница 2

На Арале и приаралье произошла экологическая катастрофа, которую учёные называли регионально-критической ситуацией, потому что она затрагивает весь Среднеазиатский регион.

Чрезвычайно неблагоприятная обстановка сложилась вокруг Каракумского канала. Канал забирает из Амударьи около 12 кубокилометров воды в год. Эта вода теряется на фильтрацию и испарение (по расчётам одних специалистов до 3 кубокилометров, а по другим от 5 до 7 кубокилометров). Ученые считают, что около 2 кубокилометров воды теряется на подпитку Келифских озер (и озёра сопровождают канал почти на всём его протяжении). Вдобавок стенки канала не бетонированы. По расчётам, на площади 80 тыс.га, вдоль Каракумского канала испарилось 225 кубокилометра воды (1/5 часть бывшего Аральского моря).

Сейчас, параллельно озёрному коллектору, находящемуся в 12-ти км от Хивы, строится Ташаузский канал. Большая часть этого канала уже построено. Вокруг него возникает множество разногласий, которые иногда приводят к серьёзным межреспубликанским и межнациональным спорам. Это происходит, потому что 150 из 180 км этого канала проходит по мёртвой зоне песков, а как уже было сказано выше, этот канал находится недалеко от озерного коллектора. Уровень воды в канале выше, чем в коллекторе на 3-4 метра, поэтому учёные и считают, что с пуском канала возрастут потери амударьинской воды, а, следовательно, ещё более сократится сток речных вод в Арал.

Высохшее дно Аральского моря сейчас простирается на 28 тыс.кв.км. Солончаки, засоленные пески занимают 2/3 этой территории. Ежегодно с высохшего дна Аральского моря уносится 75 млн. тонн песка и пыли, а также ещё 65 млн. тонн тонкодисперсной пыли и солей.

Высохшее дно Арала становится одним из основных поставщиков аэрозолей в атмосферу Земли. Эти частицы переносятся на очень большие расстояния. Соли и мельчайший песок переносятся с Аральского дна на юг и на запад, легко преодолевая плато Устюрт и, попадая в Каспий они перемешиваются с вертикальными копьями поверхностного испарения. В результате этого смешивания образуются пыле-солевые облака, которые поднимаются на большие высоты и переносятся на большие расстояния.

На пути переноса солей находятся ледники. А пыль и соль, достигающие ледников, представляют особую опасность. Поэтому в Приаралье за последнее время минерализация дождевой воды увеличилась в 2 раза, а непосредственно у Арала – в 7 раз. Соль и пыль, которая приносится с пустынного Аральского дна, увеличивает загрязняемость атмосферы Земли более чем на 5%. Поэтому моно смело заявить, что мы имеем дело с глобальной экологической катастрофой, границы, которая в будущем могут расшириться, если люди не предпримут ни каких мер по её устранению.

Страницы: 1 2 

Этот интересный мир:

Архитектура и городская структура
Город в настоящее время можно разделить на две большие части: первую условно назовем Основной частью, а вторая - Привокзальный район. Обе части города условно разделены друг от друга небольшим прудом - озером Молодежное (неофициально называемое Калтусом, видимо, по аналогии с болотом Большой Калтус ...

Великий Волжский каскад
Сегодняшняя Волга - труженица, движущая турбины крупнейших в Европе электростанций, почти вся превращенная гигантскую лестницу плотин и водохранилищ. План Большой Волги предусматривал строительство на главной реке и ее притоках плотин, гидростанций, искусственных морей. Он намечал со­единение Волги ...

История развития морского транспорта
Белое и Баренцево моря осваивались русскими с давних времен. Еще в конце XVII века в Архангельске существовали крупные по тому времени верфи. В XVIII веке они выполняли даже заказы английских судовладель­цев. С выходом России к Балтийскому побережью главным портом стал Петербург. Здесь было положен ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru