Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна, которая в международном разделении труда выступает как поставщик промышленной продукции. Вместе с тем экономическая роль Великобритании в современном мире определяется не только промышленной, но и банковской, страховой, судо-фрахтовой и другой коммерческой деятельностью. Около 30% ее валового национального продукта поступает от обрабатывающей промышленности и 45% - от сферы обслуживания, включающей транспорт и связь, розничную торговлю, страхование, банки и другие финансовые учреждения, здравоохранение и образование. Доля сферы обслуживания в валовом национальном продукте увеличивается значительно быстрее, чем доля обрабатывающей промышленности, которая даже несколько снижается. Уменьшилась также доля сельского хозяйства - до 3% и добывающей промышленности - до 1, 4%.
Для развития экономики Великобритании исключительное значение имеет вывоз промышленных товаров и экспорт "услуг" капиталистическому миру, которые вместе дают 26% валового национального продукта. Важной статьей дохода британских международных монополий был и остается вывоз капитала в другие страны.
С образование мирового социалистического лагеря и независимых национальных государств в Азии, Африке и Латинской Америке многие связи британского капитала оборвались, но общие размеры заграничных инвестиций Великобритании растут, превысив даже по номинальной стоимости 20 млрд. ф. ст.
С переориентацией британской промышленности на новейшие отрасли для ее развития внешний рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила. В последнее время этот рынок британские монополии находят в развитых капиталистических странах, доля которых в вывозе британского капитала превысила 3/5. Все еще велик экспорт капитала Великобритании в развивающиеся страны: на нее приходится почти половина капитала вывозимого в эти страны западноевропейскими государствами. В то же время быстро растут вклады иностранных монополий в экономику Великобритании.
Национализация по-капиталистически, проведенная в конце 40-х годов в электроэнергетике, угольной и газовой промышленности, на железнодорожном и в автомобильном транспорте, принесла выгоды монополистам: одним - огромные компенсации с ежегодными процентами, другим - низкие цены на продукцию этих отраслей. Именно поэтому многие национализированные предприятия работали с убытками, от чего страдали в первую очередь рабочие, которым под предлогом экономии отказывали в повышении зарплаты.
Потеряв почти все свои колонии, Великобритания утратила многие экономические преимущества: безраздельный контроль над богатейшими мировыми месторождениями - цветных металлов, нефти, важными источниками натурального каучука, дешевой сельскохозяйственной продукции, гарантированные рынки сбыта промышленных товаров и безграничные возможности вывоза капитала на все континенты.
Будучи должником США и их "младшим" партнером и взяв на себя значительные расходы по НАТО, Великобритания вынуждена мириться с проникновением в ее экономику американского капитала, роль которого возрастает с каждым годом. Деньги магнатов из-за океана вкладываются преимущественно в быстро развивающиеся современные отрасли промышленности. Американскими фирмами выпускается свыше половины автомобилей, 3/ 5 ЭВМ и такая же доля медикаментов. Более половины компаний, занятых разведкой месторождений нефти и газа в Северном море - также американские.
Этот интересный мир:
Краткая общая информация
Вьетнам - государство в Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай. Территория: 332 тыс. кв. км. Численность населения: 77 311 тыс. чел. Этнический состав: вьетнамцы 85 - 90%, китайцы 3%, остальные - кхмеры и другие 60 этнических групп. Городское население составляет 20% (1998 г.). Верующие в осн ...
Население
В XVI веке испанские завоеватели, истребляя коренное индейское население, захватили много земель в Южной Америке. Одна из колоний была основана на юге материка. Ее назвали Аргентина, что означает "серебряная". Но испанцы не нашли там ни золота, ни серебра. Около трех столетий Аргентина бы ...
Маркетинговая политика
Важнейшая часть маркетинговой программы – реклама и продвижение банковских продуктов. Рекламная компания, проводимая главной конторой банка, направлена на создание и поддержание банковского имиджа, на пропаганду новых видов услуг, на объяснение широкой публике преимущества данного банка по сравнени ...
Природные зоны Дальнего Востока
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.