Географическая культура в школе

Материал, представленный в дипломной работе, безусловно, может быть использован для воспитания географической культуры учащихся.

О роли и значении географии для общечеловеческой культуры и образования говорили и писали очень многие известные ученые и писатели, в том числе и ученые-географы В.П. Максаковский (1988), Н.Н. Баранский (1980), а также и В.К. Арсеньев (1948). Речь шла о географии как явлении культуры, о значении географической составляющей общечеловеческой культуры, в том числе и для образования, в первую очередь школьного. А также о том, что географическая культура берет на себя истолкование ряда процессов и явлений в природе и обществе, знакомство с естественной и социально-экономической основами общественного производства, ориентацию на разумное и нравственное поведение людей в окружающей среде и прочее. «Речь идет о главных, фундаментальных знаниях, получаемых школьниками, составляющих основу миропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной географической картине мира, как части общей научной картины мира»[31:257].

Географическая культура возникает путем воспитания образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, экономической, экологической, нравственной, физической культуры, культуры поведения, речи и т.п. Фундаментом развития географической культуры служит представление о географической картине мира на основе знаний учащихся о природе, обществе и их взаимодействий, формирование географического мышления школьников, которое есть «…мышление, привязанное к территории, кладущее свое суждение на карту и связанное, комплексное и не замыкающееся в рамках одной отрасли» [9:163], знание и владение географических методов (описания, сравнения, моделирования и др.) и знание языка географии, географических названий и представлений (образов).

И именно В.К. Арсеньев является одним из ярчайших примеров высококультурного географа, делавшего в своих научных и литературно-художественных трудах множество пейзажных и научных описаний природы, при помощи которых происходит как бы заложение и укрепление фундамента географической культуры: при прочтении его произведений у учащихся возникает и представление о географической картине мира при помощи рассуждений автора о взаимодействии природы и человеческого общества, разбросанных во многих его трудах, правильно формируется географическое мышление — комплексный, исторический, территориальный и, что немаловажно, экологический подходы к изучению природы, школьники знакомятся с различными географическими методами, к примеру — описания, простого и доступного, которыми славятся большинство известных его книг. В текстах Арсеньева, прежде всего, наглядно, или «пейзажно» показываются типичные ландшафты (в первичном значении этого слова «ландшафт» — синоним слова «пейзаж» [53]). Именно в пейзаже раскрываются отдельные стороны природы, как и картина ландшафта в целом. В комплексе непосредственных впечатлений, получаемых путешественником в Уссурийской тайге, очень важна беспредельность таежного ландшафта — черты, характерные для тайги России, особенности климата, эндемичность растительного и животного мира и т.п.

Как известно, любая информация, в том числе учебный материал, лучше запоминается, если в процессе восприятия участвуют различные виды памяти [13:36]: описания природы Арсеньевым как бы стимулируют работу образной памяти, которая дает возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные восприятия; вербальной памяти, с помощью которой образуется информационная база человеческого интеллекта; непроизвольной памяти или случайного запоминания и эмоциональной памяти, которая позволяет событиям, фактам, представлениям наиболее глубоко «врезаться» в мозг, долго сохраняться и вызывая отчетливые воспоминания (например, живое и чудовищно реалистичное описание Арсеньева наводнения на р. Билимбе в 1907 г.)

Этот интересный мир:

Бурные годы «Новороссийской республики»
Под влиянием усиливающейся пропаганды в революционных кружках в начале века в Новороссийске, как и других городах Чернономорья и Кубани, создаются общероссийские или национальные революционные партии. Наиболее влиятельной среди них была партия социал-революционеров. Первые группы и кружки эсеров во ...

Проблемы Волги (Поволжья). Оздоровление экономической обстановки на Волге и её притоках
Роль Поволжья в хозяйстве России велика, но велика и отягощенность этого района острейшими проблемами. Площадь водосбора Волги огромна. Она составляет 1 млн. 350 тыс. км2. В неё поступают стоки от промышленных предприятий, в том числе от ВЛК, городские канализационные воды, сточные воды, загрязненн ...

Население
Оно распределено по территории Германии весьма неравномерно. Примерно треть жителей, около 25 млн., проживают в 82 крупных городах. Около 50,5 млн. проживают в общинах и городах с населением от 2.000 до 100.000 человек, примерно 6,4 млн. - в населенных пунктах, насчитывающих менее 2.000 человек. По ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru