Географическая культура в школе

Материал, представленный в дипломной работе, безусловно, может быть использован для воспитания географической культуры учащихся.

О роли и значении географии для общечеловеческой культуры и образования говорили и писали очень многие известные ученые и писатели, в том числе и ученые-географы В.П. Максаковский (1988), Н.Н. Баранский (1980), а также и В.К. Арсеньев (1948). Речь шла о географии как явлении культуры, о значении географической составляющей общечеловеческой культуры, в том числе и для образования, в первую очередь школьного. А также о том, что географическая культура берет на себя истолкование ряда процессов и явлений в природе и обществе, знакомство с естественной и социально-экономической основами общественного производства, ориентацию на разумное и нравственное поведение людей в окружающей среде и прочее. «Речь идет о главных, фундаментальных знаниях, получаемых школьниками, составляющих основу миропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной географической картине мира, как части общей научной картины мира»[31:257].

Географическая культура возникает путем воспитания образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, экономической, экологической, нравственной, физической культуры, культуры поведения, речи и т.п. Фундаментом развития географической культуры служит представление о географической картине мира на основе знаний учащихся о природе, обществе и их взаимодействий, формирование географического мышления школьников, которое есть «…мышление, привязанное к территории, кладущее свое суждение на карту и связанное, комплексное и не замыкающееся в рамках одной отрасли» [9:163], знание и владение географических методов (описания, сравнения, моделирования и др.) и знание языка географии, географических названий и представлений (образов).

И именно В.К. Арсеньев является одним из ярчайших примеров высококультурного географа, делавшего в своих научных и литературно-художественных трудах множество пейзажных и научных описаний природы, при помощи которых происходит как бы заложение и укрепление фундамента географической культуры: при прочтении его произведений у учащихся возникает и представление о географической картине мира при помощи рассуждений автора о взаимодействии природы и человеческого общества, разбросанных во многих его трудах, правильно формируется географическое мышление — комплексный, исторический, территориальный и, что немаловажно, экологический подходы к изучению природы, школьники знакомятся с различными географическими методами, к примеру — описания, простого и доступного, которыми славятся большинство известных его книг. В текстах Арсеньева, прежде всего, наглядно, или «пейзажно» показываются типичные ландшафты (в первичном значении этого слова «ландшафт» — синоним слова «пейзаж» [53]). Именно в пейзаже раскрываются отдельные стороны природы, как и картина ландшафта в целом. В комплексе непосредственных впечатлений, получаемых путешественником в Уссурийской тайге, очень важна беспредельность таежного ландшафта — черты, характерные для тайги России, особенности климата, эндемичность растительного и животного мира и т.п.

Как известно, любая информация, в том числе учебный материал, лучше запоминается, если в процессе восприятия участвуют различные виды памяти [13:36]: описания природы Арсеньевым как бы стимулируют работу образной памяти, которая дает возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные восприятия; вербальной памяти, с помощью которой образуется информационная база человеческого интеллекта; непроизвольной памяти или случайного запоминания и эмоциональной памяти, которая позволяет событиям, фактам, представлениям наиболее глубоко «врезаться» в мозг, долго сохраняться и вызывая отчетливые воспоминания (например, живое и чудовищно реалистичное описание Арсеньева наводнения на р. Билимбе в 1907 г.)

Этот интересный мир:

Норвежско-Российский диалог. Соседи по северу
Основы взаимоотношений между Норвегией и Россией зало­жены историей и географией. Географически Норвегия протянулась на 2 тысячи 650 км вдоль западного и северного побережья Скандинавии, ее тер­ритория, примыкающая к этому побережью, составляет 325 тысяч кв.км, а также включает в себя архипелаг Сва ...

Водные ресурсы административных районов Коми (км3)
№ Районы Площадь тыс. км2 P R U S Транзитный сток 1 Воркутинский 24,2 17 14 2,1 11,7 2 Вуктыльский 22,5 20,5 14 5,3 8,71 18,3 3 Ижемский 18,4 11,5 6,1 2,4 3,75 107,6 4 Интинский 29,9 22,7 17 5,8 11,5 18,5 5 Княжпогостский 24,4 17,8 8,9 4,1 4,8 6 Койгородский 10,4 7,85 2,8 1,3 1,53 7 Корткеросский 1 ...

Пресса и радиовещание и телевидение
Боливия имеет активную и конституционно освобожденную прессу, которая подвергалась периодической цензуре во время диктатор- ских режимов.Каждая из областных столиц (кроме Cobija и Pando) имеет по крайней мере одну ежедневную газету.El Diario (старейшая), Presencia (Римско-католическая),Hoy и Ultima ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru