Отрасли рыночной специализации

Мировая география » Волго-Вятский экономический район » Отрасли рыночной специализации

Страница 1

Удельный вес машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства со­ставляет 38,2%. В регионе производятся автомобили, суда, стан­ки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное обо­рудование. Среди отраслей машиностроения рыночной специа­лизации выделяется транспортное машиностроение, развитию которого способствовали наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы. Здесь возник крупнейший ком­плекс автомобилестроения. Среди предприятий автомобиле­строения выделяются акционерное общество «АвтоГАЗ», голов­ное предприятие которого в Нижнем Новгороде выпускает лег­ковые и грузовые автомобили, а также предприятия-смежники в малых и средних городах региона: моторный завод — в Завол­жье, завод тормозных узлов — в Канаше, шинный завод — в Кирове, заводы автофургонов — в Шумерле, автосамосвалов — в Саранске, в Павловске выпускают автобусы для сельской мест­ности.

Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона является судостроение, представленное веду­щим предприятием страны АО «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях, совре­менные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Судостроение представлено также в городах Нижегородской области — Навашино и Городец. [8, с.98]

Большое развитие в регионе получила и отрасль рыночной специализации — электротехническая промышленность. Круп­ные предприятия этой отрасли возникли в столицах республик. Так, саранский завод «Электровыпрямитель» является головным заводом объединения «Светотехника» и выпускает значительную часть элетроламп и выпрямителей, производимых в России; в Саранске (Республика Мордовия) также расположено предпри­ятие по производству кабельных изделий, в Чебоксарах (Чувашская Республика) — электроаппаратный завод.

Межрегиональное значение имеют станкостроение и инст­рументальное производство, получившие развитие во всех круп­ных городах региона. Более 1/2 фрезерных станков, производи­мых в России, выпускает Нижегородский завод; крупнейшим предприятием по производству деревообрабатывающих станков является «Красный инструментальщик» (г. Киров). Среди пред­приятий отрасли следует отметить завод по производству обору­дования для химической промышленности (г. Дзержинск) и пищевой промышленности (гг. Нижний Новгород, Вольск). Среди предприятий машиностроения выделяется Чебоксарский тракторный завод. Развитие тракторостроения способствует дальнейшему углублению рыночной специализации района на производстве продукции машиностроения.

Следует отметить, что машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала. [8, с.99]

Среди отраслей рыночной специализации региона выделяет­ся высокоразвитая химическая и нефтехимическая

промышлен­ность. В структуре производства товарной продукции региона на ее долю приходится 10%. Развитие отрасли опирается на ис­пользование как местного, так и привозного сырья. Предпри­ятия химической промышленности выпускают широкий ассор­тимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, син­тетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Среди центров химической промышленности выделяется г. Дзержинск, где сформировался крупнейший химический комплекс по выпуску полимерных ма­териалов. Большое развитие получила лесохимия, продукция отрасли нашла широкое применение в хозяйстве и быту. В Ки­рове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и рези­нотехническая промышленность, имеющая тесную связь с автомобилестроением района. Собственные месторождения фосфо­ритов пока используются только для производства фосфоритной муки. Однако в перспективе здесь возможно создание предпри­ятий по производству сложных минеральных удобрений.

Одной из важнейших отраслей рыночной специализации яв­ляется лесная,

ориентирующаяся на местную сырьевую базу. В структуре производства товарной продукции промышленности района на нее приходится 5,9%. Она уступает машиностроению и химической промышленности по объему, но имеет большое значение не только для данного, но и для прилегающих регио­нов, особенно Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Однако чрезмерные вырубки леса привели к сокращению его запасов, а, следовательно, и к уменьшению объемов заготовок. Основные заготовки леса ведутся в Киров­ской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовок, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов органи­зована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар-Олы, Нововятска. Достаточно высокое развитие в регионе полу­чила целлюлозно-бумажная промышленность. По производству бумаги Волго-Вятский район занимает 3-е место в России, усту­пая Северному и Уральскому. Крупнейшим предприятием от­расли является Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, использующий древесину не только хвойных пород, но и лист­венных. ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске. [8, с.101]

Страницы: 1 2

Этот интересный мир:

Основание Новороссийского укрепления
Адрианопольский мирный договор, заключённый 2 сентября 1829г. между Россией и Турцией, по которому восточное побережье Чёрного моря от устья реки Кубань, севернее Анапы, до поста Святого Николая, южнее Поти, закрепилось за Россией, не установил мира в этом районе. Горские племена начали «священную ...

Транспортная система и порты
Транспорт и транспортные услуги. Франция имеет густую сеть шоссейных дорог и занимает второе место в ЕС (после Германии) по их протяженности. Общая длина автобанов превышает 7000 км. До 2005 г. правительственная программа предусматривает строительство еще 4500 км скоростных магистралей. Благодаря х ...

Понятие об эпифации
Эпифация – это совокупность переменных состояний элементарных геомеров, каждое из которых подчинено одному материнскому ядру – одной из эквифинальных фаций; ее можно рассматривать как совокупность динамически связанных геомеров, соотношение между которыми целесообразно изучать количественными метод ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru