Гипотезы о возникновении городов. Крупнейшие города древности и современности

Мировая география » География городов » Гипотезы о возникновении городов. Крупнейшие города древности и современности

До нашей эры крупнейшие городские культуры древности, где проживала большая часть населения Земли, в том числе и городского, находились в Азии.

Первые крупные города возникли около 4 тыс. лет назад в густонаселенных сельскохозяйственных районах Месопотамии, в долине рек Нила, Инда (в западной Индии), Хуанхэ (в северном Китае). Возникновение городов связывается с экономическим прогрессом - появлением излишков продовольствия, необходимого для обеспечения несельскохозяйственного населения. Города возникали и как резиденции правителей (например, в Древнем Египте - как места жительства фараонов и жрецов), как крепости, главной функцией которых была оборона. В этом случае они располагались в наиболее выгодных в стратегическом отношении местах.

В средние века самыми большими городами мира были Нанкин (470 тыс. чел.), Каир (450 тыс. чел.), Виджаванагар (350 тыс. чел.), Пекин (320 тыс. чел.). Крупнейшим городом Европы был Париж (275 тыс.), почти вдвое от него отставали Милан и Венеция, а население Лондона, ставшего к началу 19 века крупнейшим городом мира с населением 870 тыс. чел., едва достигало 50 тыс. чел.

К числу крупнейших городов мира относился Теночтитлан столица ацтеков, разрушенная конкистадорами в начале 19 века.

По оценке, в начале 18 века в городах проживало не более 10% населения мира. Некоторые из крупнейших городов средневековья существуют и поныне, развитие других затормозилось, и они превратились в небольшие провинциальные центры, а некоторые исчезли вообще.

Развитие крупных городов современности как экономических, политических и торговых центров связано с возникновением мануфактурного и фабричного производства. Концентрация населения в городах стала возможной в первую очередь из-за развития энергетики: разработка технологий добычи, использования и транспортировки угля, а позднее нефти. Важнейшими функциями городов со времени начала промышленного переворота стали: производство товаров и услуг, управление и межрайонный обмен.

Лишь в ХХ в. УРБАНИЗАЦИЯ

стала главным фактором экономического развития и изменения территориальной организации общества большинства стран мира. В течение 20 века резко возросла численность горожан, увеличилось количество городов, особенно крупных.

Городское население росло главным образом за счет миграции из сельских районов (этот фактор является важнейшим на начальных этапах урбанизации), естественного прироста населения и урбанизации сельских районов - переквалификации сельских населенных пунктов в городские.

Если в начале 20 в. всего лишь 14% населения Земли проживало в городах и насчитывалось 16 городов-миллионеров, то к 1950 г. доля урбанизированного населения возросла более чем в 2 раза, а число городов-миллионеров - почти в5. Ожидается, что к 2000г. половина жителей Земли будет горожанами, а число городов-миллионеров составит 440.

Наблюдавшаяся в течение 20 века концентрация населения, экономической и политической жизни в крупных городах привела к формированию представления о мировой экономике, сконцентрированной исключительно в городах, каждый из которых окружен "сердцевидным" регионом с максимальными изменениями естественных ландшафтов, переходной зоной и обширной мало затронутой достижениями современной цивилизации периферией.

Города и агломерации, соединенные транспортными магистралями, становятся опорным каркасом расселения.

Этот интересный мир:

Берлинская стена
Еще несколько лет назад Берлин разделяла ужасная, громадная Берлинская стена. Разделение Берлина началось в ночь с 12 на 13 августа 1961 г 15 августа началась постройка кирпичной, а позднее бетонной стены. Берлинская стена, называемая восточногерманским правительством как антифашистская защитная ст ...

Основные задачи НТП в теплоснабжении
Практически - это второй этап процесса реализации политики развития ТХ и он связан с переходом к. сооружению ТЭЦ средней и малой мощности на принципиально новых технологиях сжигания топлива (ПГУ и ГТУ ТЭЦ с внутрицикловой газификацией угля и на газе) и к внедрению современных котельных с новыми эко ...

Маркетинговая политика
Важнейшая часть маркетинговой программы – реклама и продвижение банковских продуктов. Рекламная компания, проводимая главной конторой банка, направлена на создание и поддержание банковского имиджа, на пропаганду новых видов услуг, на объяснение широкой публике преимущества данного банка по сравнени ...


Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru