Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-китайских отношений

Мировая география » Геополитика и проблемы пространственной организации территории РК.часть 1 » Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-китайских отношений

Страница 1

Изменения в пространственной организации территории Казахстана во многом будут завесить от экономических успехов Китая, от темпов роста товарооборота между нашими странами, от успешного решения общих для наших стран экологических и других проблем. А это в свою очередь определяется количественными и качественными сдвигами в размещение производительных сил в самой КНР, в частности в приграничных территориях.

В период с 2000 года по настоящее время, экономическое сотрудничество КНР с Республикой Казахстан переходит на качественно новый уровень. Последние два периода экономического сотрудничества предопределили формирование стратегического преимущества КНР, обусловленное значительным наращиванием экспортного потенциала КНР и высокой его платежеспособностью. В 2003 году ВВП СУАР КНР составил 185 млрд. юаней (более 23 млдр долл. США), против 30 млрд. долл. США в Казахстане, а темпы роста достигли 10,8 %[1]. Также следует исходить из того, что к 2015 году ВВП Китая предположительно удвоится по сравнению с 2000 годов и приблизится к 20 трл. американских долларов. З пределами 2015 года экономическое влияние Китая не только на Казахстан, но и другие страны, безусловно, усилится.

Для определения степени влияния КНР на процессы пространственной организации территории в нашей стране, в частности на приграничные районы, необходимо выделить ключевые проблемы приграничных с Казахстаном территорий КНР, их специализацию и стратегию внешнеэкономических связей.

С точки зрения Концепции мегапроекта «D-50»[2] отмечается, что Китай, несомненно, является одним из основных союзников Казахстана в реализации мегапроекта, поскольку:

1) проект выгоден с экономической точки зрения;

2) участие в проекте оправдывает предпринимаемые Китаем меры по развитию западных районов, граничащих с Казахстаном;

3) бурное развитие Западного Китая обеспечивает формирование мощного грузопотока, транзит которого наиболее удобен через территорию приграничного Казахстана;

4) существует прямая зависимость успешной реализации планов индустриального развития Китая от поставок казахстанского энергетического сырья;

5) реализованные проекты и среднесрочные планы Китая по развитию национальной транспортной инфраструктуры имеют широтное направление и ориентированы, в основном на Казахстан;

6) в Китае в настоящее время реализуются крупные государственные программы по полномасштабной модернизации транспортной инфраструктуры.

Разумеется, эти аргументы достаточно убедительны, но Китай рассматривает проекты выхода железнодорожным транспортом на территорию стран Центральной Азии. Так, в средствах массовой информации КНР поднимался вопрос о строительстве железной дороги из Синьцзянского города Аксу в киргизский город Ош, а через него в Ташкент. В китайских СМИ появлялись сообщения о начале строительства этой железной дороги. Экономический и технический потенциал КНР не исключает возможность реализации такого проекта. При его реализации Китай минуя Казахстан через Киргизию, Узбекистан и Туркмению может выйти в бассейн Каспийского моря, а также через Узбекистан и Иран в персидский залив, и Южную Азию (Пакистан, Индия), что для Китая весьма выгодно. А если учесть наличие автомобильных дорог в Киргизию и Таджикистан, то появляется возможность развития экономической интеграции КНР со странами Центральной Азии. При этом значительная часть грузопотока из центральноазиатского региона и его соседей пройдет, минуя Казахстан. Не менее амбициозным является также проект строительства железной дороги непосредственно из Синьцзяна в Россию через узкий участок китайско-российской границы, протяженностью более 30 км, расположенного между Казахстаном и Монголией. Эта дорога могла бы соединить Северный Синьцзян с транссибирской магистралью. Это только проект, также освещенный на страницах китайских СМИ, однако, если он будет реализован, то в корне изменит для Казахстана ситуацию с транзитом грузов через нашу территорию. Все это свидетельствует, что проект Концепции мегапроекта «D-50» не до конца продуманна и недостаточно аргументирована.

Страницы: 1 2 3

Этот интересный мир:

Физико-географический очерк
Благодаря многим книгам В.К. Арсеньева в свое время горы Сихотэ-Алинь стали популярнейшей частью Дальнего Востока. В начале 20 в. о его природе было известно сравнительно немного, фактически отсутствовал и картографический материал. И много из того, что было написано позже о природе края, мы знаем ...

Геополитика. Рудольф Челлен
К таковым причислял себя Рудольф Челлен (1864 – 1922 гг.), швед по происхождению, а по убеждениям ярко выраженный германофил. Он был первым, кто употребил понятие «геополитика». В своем основном труде «Государство как форма жизни» Челлен развил теорию Ратцеля. Челлен, как и Ратцель, считал невозмож ...

Афганистан
Площадь – 6520200 кв. км Население – 16 700 000 человек Афганистан — страна гор и пустынных плоскогорий. Через всю страну тянутся мощные, величественные хребты горного массива Гиндукуш, покрытого вечными ледниками. Только через немногие перевалы в горах ведут тропы и дороги, но зимой и они становят ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru