Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-китайских отношений

Мировая география » Геополитика и проблемы пространственной организации территории РК.часть 1 » Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-китайских отношений

Страница 1

Изменения в пространственной организации территории Казахстана во многом будут завесить от экономических успехов Китая, от темпов роста товарооборота между нашими странами, от успешного решения общих для наших стран экологических и других проблем. А это в свою очередь определяется количественными и качественными сдвигами в размещение производительных сил в самой КНР, в частности в приграничных территориях.

В период с 2000 года по настоящее время, экономическое сотрудничество КНР с Республикой Казахстан переходит на качественно новый уровень. Последние два периода экономического сотрудничества предопределили формирование стратегического преимущества КНР, обусловленное значительным наращиванием экспортного потенциала КНР и высокой его платежеспособностью. В 2003 году ВВП СУАР КНР составил 185 млрд. юаней (более 23 млдр долл. США), против 30 млрд. долл. США в Казахстане, а темпы роста достигли 10,8 %[1]. Также следует исходить из того, что к 2015 году ВВП Китая предположительно удвоится по сравнению с 2000 годов и приблизится к 20 трл. американских долларов. З пределами 2015 года экономическое влияние Китая не только на Казахстан, но и другие страны, безусловно, усилится.

Для определения степени влияния КНР на процессы пространственной организации территории в нашей стране, в частности на приграничные районы, необходимо выделить ключевые проблемы приграничных с Казахстаном территорий КНР, их специализацию и стратегию внешнеэкономических связей.

С точки зрения Концепции мегапроекта «D-50»[2] отмечается, что Китай, несомненно, является одним из основных союзников Казахстана в реализации мегапроекта, поскольку:

1) проект выгоден с экономической точки зрения;

2) участие в проекте оправдывает предпринимаемые Китаем меры по развитию западных районов, граничащих с Казахстаном;

3) бурное развитие Западного Китая обеспечивает формирование мощного грузопотока, транзит которого наиболее удобен через территорию приграничного Казахстана;

4) существует прямая зависимость успешной реализации планов индустриального развития Китая от поставок казахстанского энергетического сырья;

5) реализованные проекты и среднесрочные планы Китая по развитию национальной транспортной инфраструктуры имеют широтное направление и ориентированы, в основном на Казахстан;

6) в Китае в настоящее время реализуются крупные государственные программы по полномасштабной модернизации транспортной инфраструктуры.

Разумеется, эти аргументы достаточно убедительны, но Китай рассматривает проекты выхода железнодорожным транспортом на территорию стран Центральной Азии. Так, в средствах массовой информации КНР поднимался вопрос о строительстве железной дороги из Синьцзянского города Аксу в киргизский город Ош, а через него в Ташкент. В китайских СМИ появлялись сообщения о начале строительства этой железной дороги. Экономический и технический потенциал КНР не исключает возможность реализации такого проекта. При его реализации Китай минуя Казахстан через Киргизию, Узбекистан и Туркмению может выйти в бассейн Каспийского моря, а также через Узбекистан и Иран в персидский залив, и Южную Азию (Пакистан, Индия), что для Китая весьма выгодно. А если учесть наличие автомобильных дорог в Киргизию и Таджикистан, то появляется возможность развития экономической интеграции КНР со странами Центральной Азии. При этом значительная часть грузопотока из центральноазиатского региона и его соседей пройдет, минуя Казахстан. Не менее амбициозным является также проект строительства железной дороги непосредственно из Синьцзяна в Россию через узкий участок китайско-российской границы, протяженностью более 30 км, расположенного между Казахстаном и Монголией. Эта дорога могла бы соединить Северный Синьцзян с транссибирской магистралью. Это только проект, также освещенный на страницах китайских СМИ, однако, если он будет реализован, то в корне изменит для Казахстана ситуацию с транзитом грузов через нашу территорию. Все это свидетельствует, что проект Концепции мегапроекта «D-50» не до конца продуманна и недостаточно аргументирована.

Страницы: 1 2 3

Этот интересный мир:

Страховка
Отправляясь на отдых за рубеж, турист в той или иной мере сталкивается с традициями, законами и порядками страны, которые необходимо соблюдать. Уже при пересечении границы у вас потребуют полис, без которого ни одно государство не оформит въездную визу на свою территорию. Как правило, страховой пол ...

Великобритания в период с 1945 по 1951
Внутренняя политика в период с 1945 по 1951 Сразу после Второй Мировой Войны, 26 июля 1945 года в Великобритании прошли парламентские выборы, на которых одержала победу лейбористская партия Великобритании. Видимо, поражение консерваторов на этих выборах было следствием того, что последние пытались ...

Полезные ископаемые Дальнего Востока
Известно богатство Дальнего Востока полезными ископаемыми. Главные из них – рудные месторождения. Золото стоит на первом месте среди минеральных богатств Дальнего Востока. К «золотой» Колыме в последние годы прибавилась «золотая» Чукотка. Продолжают разрабатывать месторождения золота в низовьях Аму ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru