Геополитические отношения

Мировая география » Геополитические отношения

Страница 3

Именно для описания ситуации, которая предстала как следствие перечисленных выше глобализационных процессов и выработки новой внешней политики, и делаются сегодня попытки построения геополитических концепций на новых основаниях. Они предлагают от однополюсной (преимущественно панамериканский) и двухполюсной к многополюсной (с тремя и больше центрами притяжения) модели. Но в сравнении с классическими геополитическими теориями прошлого века или времен второй мировой войны, когда геополитика обосновывала преимущественно экспанционистскую и расистскую идеологию, современные концепции эволюционировали не только в сложности и многовекторности своих стратегий, но также и что касается самого понимания основных факторов международной политики. Геополитика появляется как корреляция политического могущества государства уже не столько с размером и выгодами ее территории, сколько с возможностью контролировать и использовать материальные и интеллектуальные ресурсы независимо от их географического расположения.

Ревизионистские геополитические концепции второй половины ХХст. пересматривают и расширяют предмет этой науки. [15, с.183-296; 3, с. 111-139] Цивилизационная доктрина Ханктинктона, Большая шахматная доска Бжезинского, теории Коена и Тейлора учитывают кроме географических политические, экономические, культурные и этно-религиозные показатели для анализа карты мира, вследствие которого уже очерчиваются определенные геостратегические направления: Юг Север, Восток Запад, Тихоокеанское и другие. Ф. Рериг и Ф. Бродель предложили "геоэкономику", рассматривая экономический фактор как центральный в геополитике. По их мнению, все сводится к тому, где расположены центры мировых бирж, информационные центры, большие производства. Концепция Готтмана, наоборот, основывается на политико-психологических и духовных факторах в процессе развития международно-политической системы.

Богатую историю имеет русская геополитическая теория, основные представители которой В. П. Семенов-Тянь Шаньский, П. Г. Савицкий, Л. Г. Гумильов, Г. В. Устрялов сформулировали собственно русские идеи Евразии и "серединности" месторазвития России, как синтезирующей мировую культуру и историю; пассионарной роли россиян, идеи третьего Рима и, как правило, все их рекомендации были направлены на усиление антизападной политики.[9; 13]

Своеобразие Украины в данном вопросе заключается в том, что по сравнению с Россией в течение своей истории она выступает преимущественно как объект геостратегий стран ближнего и дальнего зарубежья: Польши, России, Венгрии, Германии, Турции, Литвы. Даже сейчас на официальном уровне или среди определенных политических кругов, в сознании рядовых граждан соседних стран возникают к нам территориальные претензии различного характера. Поэтому сегодня назревшая необходимость своего украиноцентрического анализа международной ситуации и выработка собственной геополитической стратегии. Это задание усложняется отсутствием традиции отечественного геополитической традиции за исключением доктрин С. Рудницкого, Ю. Липы и деятелей националистического движения, которые, однако, не приобрели ни легального ни легитимного статуса.[11 с. 157 - 169; 16; 10] А также слабостью наших внешнеэкономических и политических позиций отсутствием других факторов: как то ядерное оружие, значительная за своими масштабами территория и большое количество населения, - которые бы вынуждали считаться с нами мировое содружество.

Учитывая сказанное теоретической основой украинской геосратегий вряд ли может быть классическая геополитика, а также концепции циклических цивилизаций. Современное же глобалистское видение мира отличается, то бурным оптимизмом (проповедуя общее равенство в благах и свободах, что касается в основном экономической интеграции в устах международных кредитных и консультационных организаций), то не менее сильным пессимизмом (предвещая монополюсностью общемировой зависимости).[1; 4; 17] Глобализация хотя и превратила мозаику стран планеты Земля в единое социальное пространство, но это не значит, как твердили теоретики модерного общества и особенно утописты, что наступила эра одномерности или так называемого простого неравенства, мегапроцессов и однофакторности.

Адепты постмодернистской перспективы подчеркивают, что вслед за описанным выравниванием по внешним характеристикам на первый план выступает собственно социокультурная дифференциация. И вот здесь проявляется новое значение локальности. Противопоставляя локальность как местность - глобальности как повсеместности, под первым подразумевают этнокультуру: традиции, язык, религию, - которые действительно противостоят тенденциям унификации.

В любом случае, хотя мы должны еще указать на антиномию понимание Другого, связанную с концепциями Хабермаса и Деридда, конструирование социокультурных сред продолжается. Основанием для которых будет выступать семантическое сходство (нет требования такой строгой тождественности как в этнокультуре) контекстов, Интертекстуальных областей, возможность создания общего для группы социолекта. Сначала они проявляются в символическом (это и Inetrnet, и масс-медиа), а потом и в географическом пространстве.

Страницы: 1 2 3 4

Этот интересный мир:

Природные условия исследуемого района
Территория исследуемого района имеет сложное геологическое строение . На западе она включает юго-восточную периферию эпигерцинской платформы Западной Сибири и северную часть Минусинского межгорного прогиба, выполненных отложениями юры, мела, палеогена и неогена (Алтае-Саянская …., 1969). Центральна ...

Химическая переработка янтаря
Самые мелкие, загрязненные кусочки янтаря и отходы, которые получают при обработке крупных кусков, нагревают в специальных котлах до 350-370оС. Янтарь плавится и под воздействием химических реакций разлагается на более простые вещества: янтарную кислоту (1,2%), янтарное масло (около 15%) и "пл ...

Проблемный урок-путешествие
На основании материала дипломной работы предлагается проблемный урок-путешествие «По следам Арсеньева» по изучении природы Дальнего Востока, рассчитанный на 2 учебных часа. В чем же заключается проблема или проблемный подход к уроку? Во-первых, учащимся дается проблема, связанная с областью их инте ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru