Основание Новороссийского укрепления

Мировая география » Город Новороссийск » Основание Новороссийского укрепления

Страница 1

Адрианопольский мирный договор, заключённый 2 сентября 1829г. между Россией и Турцией, по которому восточное побережье Чёрного моря от устья реки Кубань, севернее Анапы, до поста Святого Николая, южнее Поти, закрепилось за Россией, не установил мира в этом районе. Горские племена начали «священную войну» против «неверных», продолжавшуюся до середины 19 века, на борьбу с Россией их подстрекала Турция и стоящая за её спиной Великобритания, английские агенты вели среди горцев антирусскую пропаганду.

Всё это заставило русское правительство установить охрану побережья: ввести крейсерство боевых кораблей вдоль Кавказского побережья Чёрного моря, создать Черноморскую береговую линию, состоящую из ряда небольших укреплений.

После смерти командующего войсками Черноморской береговой линии генерал-лейтенанта А.А. Вельяминова царское правительство на его пост назначило генерал-майора Николая Николаевича Раевского-младшего, сына героя отечественной войны 1812 года генерала от кавалерии Н.Н. Раевского (старшего).

Н.Н Раевский-младший родился в 1801 году. В 1812 году за отличие в боях с французами он был произведён в прапорщики, принимал участие в походах за границей в 1813 и 1814 годах. 13-летний воин награждён орденом святого Владимира IV степени. Н.Н. Раевский был близко знаком с А.С. Пушкиным. Две его сестры были замужем за декабристами С.Г. Волконским и М.Ф. Орловым.

Н.Н. Раевский был обвинён в связях с декабристами, сосланными на Кавказ, и его отстранили от командования полком, лишь в 1837 году его назначают начальником первого отделения Черноморской береговой линии.

Свою деятельность на берегу Чёрного моря Н.Н. Раевский начал со строительства Вельяминовского укрепления в устье реки Туапсе, затем Тенгинского в устье реки Шапсухо. Летом 1838 года, получив очередной

чин - генерал-лейтенанта, он на пароходе «Язон» предпринял инспекторскую поездку по всем укреплениям береговой линии от Сочи до Анапы, осмотрел форт в Кабардинке и всю Цемесскую бухту. После этого он сделал донесение царю о необходимости строительства укрепления в устье реки Цемес. В ответ на него высочайшее согласие было получено в начале сентября.

Главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военный губернатор Севастополя и Николаева, герой Наваринского сражения 1827 года, вице-адмирал М.П. Лазарев держал свой флаг на линейном корабле «Силистрия», которым командовал его ученик капитан 1-го ранга П.С. Нахимов, будущий герой Синопского сражения и обороны Севастополя. На борт корабля поднялся генерал-лейтенант Н.Н. Раевский со своим штабом, в состав которого штаб-офицером по движению и действию морских отрядов на восточном берегу Чёрного моря входил контр-адмирал Л.М. Серебряков, будущий строитель Новороссийска.

12(24) сентября 1838 года в Цемесскую бухту вошла эскадра Черноморского флота. Десантом, высаженным с кораблей, был заложен форт, положивший начало будущего города. Уже при его основании командир Черноморского флота вице-адмирал М.П. Лазарев считал, что занятие устья реки Цемес весьма важно для крейсирующих здесь военных судов Черноморского флота по закрытому положению Суджукской бухты, где целые эскадры могут иметь всегда хорошее убежище, начальник Черноморской береговой линии генерал-лейтенант Н.Н. Раевский (младший), командир десанта, полагал что «городу и порту у устья реки Цемес принадлежит большое развитие».

Тяжелой была жизнь первых новороссийцев, солдат и офицеров гарнизона укрепления, отсутствовали какие-либо условия для жизни. Ни жилья, ни полей, ни огородов, всё нужно было строить и создавать самим, перебои с подвозом питания, непривычный климат, вызывавший малярию и другие болезни, сложные отношения с горцами.

Страницы: 1 2 3

Этот интересный мир:

Экскурсионные туры
Увлечься Бельгией, влюбиться в нее очень легко! Здесь сосредоточено бесчисленное множество художественных сокровищ. И хотя Бельгия давно уже не страна грубоватых брейгелевских крестьян, ее живописные городки с великолепными ратушами и старыми площадями, окруженными домами с причудливыми фронтонами, ...

Транспорт
Венесуэла располагает развитой автодорожной сетью - 74 тыс. километров. В стране 287 аэродромов (из них 7 международных). Железные дороги - 718,4 километров. ...

Внутренние воды
Все крупные реки страны текут с юга и юго–востока на север, Связывая внутренние районы с морем. Исключение представляет Дунай: он берёт начало в восточном Шварцвальде и несёт свои воды на восток, связывая страну с Чёрным морем. Крупнейшая река страны начинается и достигает моря за её пределами: ист ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru