Современный взгляд на глобальные проблемы

Мировая география » География » Современный взгляд на глобальные проблемы

Страница 8

Острой глобальной проблемой остается проблема образования. В настоящее время почти каждый четвертый житель нашей планеты в возрасте старше 15 лет остается неграмотным. Количество неграмотных увеличивается ежегодно на 7 млн. человек. Решение этой проблемы, как и других, упирается в нехватку материальных средств для развития системы образования, в то же время, как мы уже отмечали, огромные ресурсы поглощает военно-промышленный комплекс.

Не менее животрепещущими являются вопросы, в своей совокупности фиксирующие культурные, религиозные и нравственные проблемы процесса глобализации.

1. Каковы перспективы формирования планетарного постиндустриального общества в условиях неравномерности социально-экономического развития стран и регионов, существующих межцивилизационных различий?

2. Какова перспектива в области цивилизационно-культурного развития: удастся ли сочетать процесс глобализации, формирования целостной общечеловеческой культуры с сохранением многообразия и многоцветия мира?

3. На какой основе возможно взаимопонимание и сотрудничество культур и конфессий, сосуществование различных укладов и образов жизни, традиций и ценностных предпочтений?

4. Какие духовные ценности и приоритеты может выдвинуть глобальное общество в качестве приемлемой антитезы духу сепаратизма, национального и регионального эгоизма?

5. Существует ли объективная возможность реализации принципа равенства и международной справедливости во взаимоотношениях цивилизаций, культур и конфессий?

Ключевой идеей в осмыслении этих вопросов могла бы стать идея культуроцентризма.

В ценностном отношении встает вопрос о приоритете культуры, духовных начал над материальными, о перспективе и возможностях перехода от экономического к “постэкономическому” обществу.

В методологическом плане культуроцентризм выступает альтернативой технократизму и экономизму, которые понижают статус человека в мире, все больше выводят общественную и личную жизнь за рамки норм нравственности. Между тем, будущее глобального мира вероятнее всего зависит от возрождения и усиления нравственных начал - во взаимоотношениях между людьми (на всех уровнях) и в их отношении к Природе.

В политическом плане культуроцентризм выступает как альтернатива униформизму и гегемонистским стратегиям устройства мира по одной модели.

Можно ли интерпретировать существующие национальные и мировые культуры как взаимодополнительные и взаимокорректирующие факторы в спасении человеческого будущего, в преодолении угрозы экологической, военно-политической и духовной катастрофы? И могут ли (и каким образом) конвертироваться новые культурные установки в новые промышленные и социальные технологии, освобождая их от разрушительных свойств в отношении природной и духовной среды?

Предстоит определить свое отношение к вопросу о возможности формирования глобальной общепланетарной морали. Ясно, что ее нельзя “сочинить”, искусственно сконструировать. Но важно выяснить, какие сдвиги и тенденции в сфере нравственности действительно жизнеспособны и имеют будущее. Потребуется провести глубокий анализ основного религиозного и научного наследия в области норм и императивов морали, “кодексов” поведения и т.д.

В качестве базового принципа сосуществования и свободного развития цивилизаций и культур может быть заявлена идея международной справедливости. Актуальной в процессе глобализации мира становится проблема перенесения принципов демократии как инструмента согласования интересов и организации сотрудничества на отношения между странами, народами, цивилизациями.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Этот интересный мир:

Пресса и радиовещание и телевидение
Боливия имеет активную и конституционно освобожденную прессу, которая подвергалась периодической цензуре во время диктатор- ских режимов.Каждая из областных столиц (кроме Cobija и Pando) имеет по крайней мере одну ежедневную газету.El Diario (старейшая), Presencia (Римско-католическая),Hoy и Ultima ...

Хронология
· Обширный континентальный щит Прекамбрианских скал, имеющих тот же возраст и историю, что и Бразильская Горная местность Южной Америки, простирается к югу от Гор Атласа к Мысу Доброй Надежды. На востоке, щит охватывает два земельных массива - Аравийский Полуостров и Мадагаскар - которые откололись ...

Туристическая фирма «Хайлайтс»
190000 Санкт-Петербург ул.Михайлова, 5 Тел. +7 (812)123-4567 Факс. +7 (812)765-4321 Предложение о сотрудничестве Ирины Григорьевны Ипатьевой И Александра Вячеславовича Ипатьева Санкт-Петербург Июнь 1995 г. ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru