Экономико-географическое положение Казахстана

Страница 1

Экономико-географическое положение Казахстана является одним из факторов, обуславливающих взаимосвязь регионального развития с геополитическими процессами в регионе. Главный геоэкономический недостаток Казахстана – отсутствие прямого выхода к морю и удаленность от мировых коммуникаций, что затрудняет участие Казахстана в международных экономических связях. Казахстан значительно удален от Северной Америки, Японии, Европейского Союза. Свою внешнеэкономическую деятельность и связь с экономически развитыми странами Казахстан вынужден осуществлять не напрямую, а через территорию третьих стран, что несколько снижает возможности развития мирохозяйственных связей. [13,14].

Однако это внутриконтинентальное географическое положение при определенных условиях превращается в преимущество, обусловленное его центральным положением на стыке транспортных коридоров и транзитным потенциалом. В транспортном отношении страна в перспективе может стать “мостом” между Европой и Азией.

Наиболее перспективные маршруты для освоения транзитных грузопотоков:

1). Западная Европа – Россия – Корейский полуостров непосредственно или через Казахстан и Китай, или через Монголию и Китай – “Запад – Восток” - (коридор Транссиб

).

Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали.

2). Юго-Восточная Европа – Турция – Иран – ЦА – Китай “Центральный коридор”

(по территории ЦАР (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан) – Южный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали

). [3].

В сообщении Европа – Азия железнодорожный транспорт в настоящее время выполняет незначительную роль транзитных грузоперевозок по сравнению с международным морским транспортом. Основную долю транзитных перевозок Казахстана составляют экспортно-импортные потоки государств, граничащих с ним. Более 50% приходится на Россию и Узбекистан. [3]. Участие третьих стран дальнего зарубежья значительно уступает этим странам, поскольку на пути превращения ЦА(Центральная Азия), в частности Казахстана, в мощный транзитный коридор существует ряд серьезных проблем.

Это:

1) высокая себестоимость сухопутных перевозок по сравнению с морскими перевозками;

2) изношенная или неразвитая транспортная инфраструктура ЦАР;

2) невысокий уровень межгосударственного сотрудничества;

конкуренция стран ЦА за транзитные потоки.

Большие размеры территории, отсутствие прямого выхода к морским коммуникациям обусловили преимущественное развитие железнодорожного и трубопроводного видов транспорта. Причем в связи с сырьевым характером экспорта, роль трубопроводного транспорта постоянно возрастает. Большую часть внешнеэкономических операций (экспорт) Казахстан осуществляет через магистральные трубопроводы.

Казахстан поставляет через трубопровод “Средняя Азия – Центр” (САЦ) около 10 млрд.м3 природного газа.

Хотя позиции Казахстана в транспортно-логистической сфере могут повыситься в связи с намерениями России направлять свою нефть в Китай по казахстанско-китайскому трубопроводу, а также провести газопровод в Китай через территорию Казахстана. [6].

Рисунок 1 – Основные маршруты экспорта нефти из Казахстана (по материалам Минпромэнерго РФ (2004 г.))

Природные ресурсы

Казахстан богат природными ресурсами, и полностью обеспечивает свои потребности.

Казахстан

– одна из богатейших стран мира по запасам полезных ископаемых. Из топливных ресурсов есть уголь, нефть и газ. Наиболее значительными угольными бассейнами являются Карагандинский (запасы 60 млрд. т.) с высококачественным пригодным для коксования углем и Экибастузский (запасы 12 млрд.т.), уголь которого имеет высокую зольность и используется только в электроэнергетике. Главные ресурсы нефти (потенциальные запасы около 14 млрд.т.) сосредоточены на западе Казахстана – в Эмбинском бассейне и на полуостровах Мангышлак и Бузачи. Крупнейшими месторождениями являются Кульсары, Макат, Прорва, Узень; недавно открыто уникальное месторождение Тенгиз, запасы которого оцениваются в 2,5 млрд.т. Ресурсы природного газа (потенциально 5 млрд. м3) сконцентрированы в Жамбылской области, но наиболее крупным месторождением является Карачаганакское в Актюбинской области. Богатейшие ресурсы железных руд располагаются в Костанайской области (Лисаковское, Соколовское, Сарбайское, Качарское и др.), железомарганцевых – в Центральном Казахстане. Общие доказанные запасы железных руд оцениваются в 18 млрд.т. В Кемпирсайском массиве и Мугоджарах находится крупнейшее в мире Донское месторождение хромитов, по содержанию окиси хромита оно считается лучшим. Казахстан богат урановыми рудами и занимает 3-е место по их запасам.

Страницы: 1 2

Этот интересный мир:

Природные зоны
Взаимодействие континентальных и морских воздушных масс, северных и южных воздушных потоков, сложный рельеф, в котором сочетаются горы и низменности, замкнутые котловины - всё это в совокупности приводит к разнообразию растительного покрова Дальнего Востока, к присутствию в его составе северных и ю ...

Транспорт
ФРГ хорошо обеспечена всеми видами транспорта, обладает самой разветвленной в Европе сетью автобанов (около 11 тыс. км с “новыми землями”), электрифицированных железных дорог с высокими скоростями движения, каналов и “канализированных” рек. Доминирует автомобильный транспорт – 54% грузооборота и бо ...

Территориальная организация хозяйства
Территория Восточно-Сибирского экономического района, равная почти ¼ страны, имеет большие внутренние различия в направлении и уровне хозяйственного развития. В настоящее время можно выделить два крупных экономических района – Ангаро-Енисейский и Забайкальский. Специализирующимися отраслями ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru