Оценка влияния стран Средней Азии на процессы пространственной организации территории Республики Казахстан

Мировая география » Геополитика и проблемы пространственной организации территории РК.часть 1 » Оценка влияния стран Средней Азии на процессы пространственной организации территории Республики Казахстан

Страница 3

Между тем создание современной сети коммуникаций затруднительно без формирования валютного союза, созда­ния межгосударственной пла­тежной системы, обслуживаю­щей торгово-экономическое со­трудничество стран Центральной Азии. Эффективная пространственная организация территории невозможна без экономической интеграции, которая выгодна всем государствам Центрально-азиатского региона и будет, без сомнения, важным фактором ускорения социально-экономического развития этих стран. В силу ряда причин малове­роятно в ближайший период образование государствами Центральной Азии развитых форм экономического сотрудни­чества. В длительной перспективе изменение экономических усло­вий и глубина понимания про­блем взаимоотношений новых государств неизбежно приведут к стремлению реализовать раз­личные формы экономической интеграции.

Социально-экономическая ситуация в стра­нах Центрально-азиатского реги­она такова, что промедление с формированием полноценного интеграционного содружества чревато дальнейшим отставани­ем от мировых процессов, угро­зой на еще долгий период ос­таться на обочине мирохозяй­ственной системы. Опыт Казахстана свидетельствует, что можно определять стратегиче­ские подходы для построения рыночно-ориентированной экономики, не вступая в конфликт с сопредельными странами, а напротив совмещая различные формы межгосударственного сотрудничества, в первую очередь, для решения проблем интеграции центрально-азиатского региона.

Одной из самых острых про­блем стран Центральной Азии являет­ся отсутствие механизма межгосударственного вододеления. Пока в регионе не будет решен вопрос о совместном использовании водно-энергетических ресурсов, прежде всего это касается межгосударственного вододеления интеграционные процессы, не дадут желаемых результатов.

Существовавшая на момент обретения суверенитета транс­портная система Центральной Азии не отвечала новым геопо­литическим и экономическим интересам независимых госу­дарств, современным требова­ниям. Она страдала нерациональностью сформировавшейся сети коммуникаций, отсутстви­ем международных аэропортов, морских портов, международных железнодорожных линий и ав­томобильных дорог. Это может стать причиной ослабления взаимовлияния Казахстана и стран Центральной Азии на процессы пространственной организации территории в этих странах.

Для использования преиму­ществ своего географического положения необходимо было в довольно короткий срок осуще­ствить крупные инвестиции в развитие транспортной сети, которые были бы особенно эф­фективными при условии совместного участия всех заинтересо­ванных государств. Направление транспортных потоков из стран Юго-Восточ­ной Азии в Россию и Европу че­рез территорию Центральной Азии позволит не только опти­мизировать мировую транспорт­ную систему, создать новый ис­точник доходов для государств Центрально-азиатского региона, но и станет мощнейшим импуль­сом экономического развития за счет эффекта мультипликатора и расширения экспорта.

Развитие транспорта пред­полагает совместное освоение технологий строительства и ре­конструкции автомобильных и железных дорог, производства дорожных машин и оборудова­ния, подвижного состава, созда­ние современной технической базы всех видов транспорта. Здесь уместно подчеркнуть, что коммуникации, пересекающие территории любой из центрально-азиатских стран, улучшают их экономико-географическое положение и способствует ускорению социально-экономического и территориального развития. Объединяясь в инфраструктурные жгуты, автомобильные и железные дороги, трубопроводы и линии связи образуют полимагистрали. Эти инфраструктурные оси станут основными линиями роста в территориальной системе национальных экономик. Наиболее вероятностные варианты прохождения международных транспортных коридоров по территории Казахстана и стран Центральной Азии до 2030 года иллюстрируют приведенные ниже рисунки 7-10.

[1] Синьцзян няньцзянь. – Урумчи, 2004. - С. 148

[2] Концепция мегапроекта «Дорога №50» (D-50), Астана, 2007.

Страницы: 1 2 3 4

Этот интересный мир:

Преодоление отсталости развивающихся стран
Традиционно к отсталым относятся страны Африки. Разрыв по уровню доходов на душу населения между многими развивающимися странами и ведущими индустриальными державами очень велик. Колоссальный разрыв имеется во всех сферах жизни. Свидетельством отсталости является массовая безграмотность развивающих ...

Виргинские острова
Основными достоинствами островов считаются зеленые холмы, синие небеса, великолепные закаты и удобные берега, где самый громкий шум - стук падающего кокосового ореха, политическая стабильность, хороший климат и очень благоприятная экологическая обстановка, что и привлекает на острова множество тури ...

Общие положения по созданию топопланов 1: 5000
При создании топографических планов методами стереотопографической, комбинированной, и фототеодолитной съёмки выполняется комплекс камеральных работ. Полный комплекс этих работ при стереотопографической съёмке включает в себя составление тех проекта, подготовительные работы, фотограмметрическое сгу ...


Популярное

Природные зоны Дальнего Востока

Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.

Внутренние воды и моря

Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.


Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru