Оценка влияния стран Средней Азии на процессы пространственной организации территории Республики Казахстан

Мировая география » Геополитика и проблемы пространственной организации территории РК.часть 1 » Оценка влияния стран Средней Азии на процессы пространственной организации территории Республики Казахстан

Страница 2

Одним из основных преиму­ществ экономико-географического положения государств Центральной Азии возможность дос­тичь полного самообеспечения региона энергетическими и ми­нерально-сырьевыми ресурсами и значительно увеличить экспорт­ный потенциал этих стран. Централь­ная Азия обладает сырьевым потенциалом, значительно превышающим сырьевые ресурсы других государств, и его сбалан­сированное, эффективное ис­пользование может и должно стать основой экономического взлета, вхождения центрально-азиатских государств в число новых индустриальных госу­дарств Азии. Но пока в регионе не будет решен вопрос о совместном использовании водно-энергетических ресурсов, прежде всего это касается межгосударственного вододеления интеграционные процессы, не дадут желаемых результатов.

Диверсификация промыш­ленности и устранение глубоких структурных диспропорций, свя­занных с повышенной долей от­раслей сырьевой направленно­сти, являются важнейшей зада­чей практически для всех госу-дарств региона. Реализация такого сотрудни­чества может быть осуществлена путем организации транснацио­нальных альянсов, консорциумов, финансово-промышленных и промышленно-финансовых групп, создания совместных предприя­тий или через взаимное участие в капиталах (владение акций) пред­приятий, связанных единой тех­нологической цепочкой.

Существовавшая на момент обретения суверенитета транс­портная система Центральной Азии не отвечала новым геопо­литическим и экономическим интересам независимых госу­дарств, современным требова­ниям. Она страдала нерациональностью сформировавшейся сети коммуникаций, отсутстви­ем международных аэропортов, морских портов, международных железнодорожных линий и ав­томобильных дорог. Это может стать причиной ослабления взаимовлияния Казахстана и стран Центральной Азии на процессы пространственной организации территории в этих странах.

Для использования преиму­ществ своего географического положения необходимо было в довольно короткий срок осуще­ствить крупные инвестиции в развитие транспортной сети, которые были бы особенно эф­фективными при условии совместного участия всех заинтересо­ванных государств. Направление транспортных потоков из стран Юго-Восточ­ной Азии в Россию и Европу че­рез территорию Центральной Азии позволит не только опти­мизировать мировую транспорт­ную систему, создать новый ис­точник доходов для государств Центрально-азиатского региона, но и станет мощнейшим импуль­сом экономического развития за счет эффекта мультипликатора и расширения экспорта.

Развитие транспорта пред­полагает совместное освоение технологий строительства и ре­конструкции автомобильных и железных дорог, производства дорожных машин и оборудова­ния, подвижного состава, созда­ние современной технической базы всех видов транспорта. Здесь уместно подчеркнуть, что коммуникации, пересекающие территории любой из центрально-азиатских стран, улучшают их экономико-географическое положение и способствует ускорению социально-экономического и территориального развития. Объединяясь в инфраструктурные жгуты, автомобильные и железные дороги, трубопроводы и линии связи образуют полимагистрали. Эти инфраструктурные оси станут основными линиями роста в территориальной системе национальных экономик.

Применительно к Узбекистану можно выделить четыре основные линии. Первая ось – Туркменабад – Бухара – Самарканд – Джизак – Ташкент – Шымкент – имеет выход в западном направлении через Туркменистан и Иран и страны Закавказья и в северном – в европейскую Россию, Сибирь и Китай. Вторая ось – Нукус – Бухара – Карши – Гузар – Байсун – Кумкурган – Термез – выйдет в перспективе на страны Южной Азии. Две «соединительные линии Самарканд – Карши и Самарканд – Шахрисабз – Гузар можно рассматривать и как часть третьей полимагистрали Ташкент – Термез.[8]

Кроме того, через Каракалпакстан проходит кратчайшая дорога, связывающая южные и восточные области Узбекистана через Казахстан с Нижним Поволжьем и Северным Кавказом. Сейчас вдоль этой трассы ведется строительство участков будущей высокоскоростной автострады Нукус – Ташкент – Андижан с возможным выходом в северо-западном направлении в Россию и в Европу и в восточном – через Ош и Кашгар – в Восточную Азию. Таким образом, складываются предпосылки формирования вместе с железной дорогой Бейнеу – Нукус – Учкудук – Ташкент – Андижан с возможным выходом к Тихому океану также через Ош и Кашгар четвертой мощной инфраструктурной оси[9].

Страницы: 1 2 3 4

Этот интересный мир:

История
Ранний период. Боливийское общество прослеживает свое происхождение от раз- витых доколумбовских цивилизаций Южной Америки.Высокое Боли- вийское плато известное как Altiplano было густо заселено уже за несколько столетий до завоевания испанцами в 16-ом столе- тии. С 7-ого столетия империя Tiahuanac ...

Загадка геологического строения и рельефа
Гималаи составляют южную окраинную цепь горных сооружений Внутренней Азии. В то же время они морфологически удивительно напоминают поднятия островных дуг северо-западной окраины Тихого океана. Их фронтальный уступ — аналог внешних склонов островодужных поднятий в сторону глубоководных желобов. В ни ...

Россия и Норвегия-прибрежные государства. Делимитация зон континентального шельфа
Как прибрежные государства Баренцева моря Норвегия и Россия пользуются суверенными правами в отношении континен­тального .шельфа в этом море. Обе страны создали исключитель­ные экономические зоны или зоны рыболовной юрисдикции, рас­пространяющиеся на 200 морских миль от их побережья и остав­ляющие ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru