Одним из основных преимуществ экономико-географического положения государств Центральной Азии возможность достичь полного самообеспечения региона энергетическими и минерально-сырьевыми ресурсами и значительно увеличить экспортный потенциал этих стран. Центральная Азия обладает сырьевым потенциалом, значительно превышающим сырьевые ресурсы других государств, и его сбалансированное, эффективное использование может и должно стать основой экономического взлета, вхождения центрально-азиатских государств в число новых индустриальных государств Азии. Но пока в регионе не будет решен вопрос о совместном использовании водно-энергетических ресурсов, прежде всего это касается межгосударственного вододеления интеграционные процессы, не дадут желаемых результатов.
Диверсификация промышленности и устранение глубоких структурных диспропорций, связанных с повышенной долей отраслей сырьевой направленности, являются важнейшей задачей практически для всех госу-дарств региона. Реализация такого сотрудничества может быть осуществлена путем организации транснациональных альянсов, консорциумов, финансово-промышленных и промышленно-финансовых групп, создания совместных предприятий или через взаимное участие в капиталах (владение акций) предприятий, связанных единой технологической цепочкой.
Существовавшая на момент обретения суверенитета транспортная система Центральной Азии не отвечала новым геополитическим и экономическим интересам независимых государств, современным требованиям. Она страдала нерациональностью сформировавшейся сети коммуникаций, отсутствием международных аэропортов, морских портов, международных железнодорожных линий и автомобильных дорог. Это может стать причиной ослабления взаимовлияния Казахстана и стран Центральной Азии на процессы пространственной организации территории в этих странах.
Для использования преимуществ своего географического положения необходимо было в довольно короткий срок осуществить крупные инвестиции в развитие транспортной сети, которые были бы особенно эффективными при условии совместного участия всех заинтересованных государств. Направление транспортных потоков из стран Юго-Восточной Азии в Россию и Европу через территорию Центральной Азии позволит не только оптимизировать мировую транспортную систему, создать новый источник доходов для государств Центрально-азиатского региона, но и станет мощнейшим импульсом экономического развития за счет эффекта мультипликатора и расширения экспорта.
Развитие транспорта предполагает совместное освоение технологий строительства и реконструкции автомобильных и железных дорог, производства дорожных машин и оборудования, подвижного состава, создание современной технической базы всех видов транспорта. Здесь уместно подчеркнуть, что коммуникации, пересекающие территории любой из центрально-азиатских стран, улучшают их экономико-географическое положение и способствует ускорению социально-экономического и территориального развития. Объединяясь в инфраструктурные жгуты, автомобильные и железные дороги, трубопроводы и линии связи образуют полимагистрали. Эти инфраструктурные оси станут основными линиями роста в территориальной системе национальных экономик.
Применительно к Узбекистану можно выделить четыре основные линии. Первая ось – Туркменабад – Бухара – Самарканд – Джизак – Ташкент – Шымкент – имеет выход в западном направлении через Туркменистан и Иран и страны Закавказья и в северном – в европейскую Россию, Сибирь и Китай. Вторая ось – Нукус – Бухара – Карши – Гузар – Байсун – Кумкурган – Термез – выйдет в перспективе на страны Южной Азии. Две «соединительные линии Самарканд – Карши и Самарканд – Шахрисабз – Гузар можно рассматривать и как часть третьей полимагистрали Ташкент – Термез.[8]
Кроме того, через Каракалпакстан проходит кратчайшая дорога, связывающая южные и восточные области Узбекистана через Казахстан с Нижним Поволжьем и Северным Кавказом. Сейчас вдоль этой трассы ведется строительство участков будущей высокоскоростной автострады Нукус – Ташкент – Андижан с возможным выходом в северо-западном направлении в Россию и в Европу и в восточном – через Ош и Кашгар – в Восточную Азию. Таким образом, складываются предпосылки формирования вместе с железной дорогой Бейнеу – Нукус – Учкудук – Ташкент – Андижан с возможным выходом к Тихому океану также через Ош и Кашгар четвертой мощной инфраструктурной оси[9].
Этот интересный мир:
Административно-территориальное деление
В административно-территориальном отношении ФРГ состоит из 16 земель: Баден-Вюрттемберг; Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург-Предпомерания, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Ангалы, Шлезвиг-Гальштейн и Тюрингия. Населен ...
Диктатура Седра и Франсуа
Узурпаторы на три года погрузили страну в атмосферу террора. Людей, поддерживавших Аристида, похищали, заключали в тюрьмы, избивали, подвергали пыткам и убивали. Десятки тысяч перепуганных людей, спасаясь от террора, пытались переплыть на лодках в США, но североамериканское правительство поставило ...
Рельеф
Греческий ландшафт – это сочетание скалистых, обычно безлесных, малолюдных гор. Густонаселенных долин и моря, это безоблачная большую часть года небо и пронизанный солнцем воздух, смягчающее очертания дальних гор или видных отовсюду с побережья островов. Резкая расчлененность поверхности, большая с ...
Природные зоны Дальнего Востока
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.