Районные различия

Страница 1

Можно выделить три крупных района на территории объединенной ФРГ: Север, Юг и Восток (“новые земли”).

Они отличаются друг от друга по специализации хозяйства, по соотношению новых и старых отраслей промышленности (а это сейчас важнейший фактор, определяющий конкурентоспособность и динамику развития районов), по комплексу социально-экономических проблем (это особенно относится к сохраняющимся контрастам: “новые земли” – “старые земли”).

Между тем серьезнее различия есть и на западе ФРГ. В “старых землях” еще в 80-х гг. возникла абсолютно новая формула региональных различий – “Север – Юг”, причем в отличие от привычной глобальной дилеммы (развивающиеся страны – богатый Север) речь шла о динамичном Юге ФРГ и отстающем Севере.

Север ФРГ, разумеется, тоже очень разный по внутренней структуре. Здесь есть угольно-металлургический Рур и есть Приморский район с Гамбургом и Бременом, с совсем другой структурой индустрии и другими проблемами. Но есть и общее: моноструктура Рура, где слабо представлены новые отрасли, а старые охвачены кризисом, крайне неустойчивы, дополняется моноструктурой Севера – в Гамбурге, например, доля “морских” отраслей достигает 80%. Все они зависят от конъюнктуры в судостроении, а она давно уже кризисна из-за резкого падения спроса, из-за выхода Японии и Южной Кореи на монопольные позиции в мировом судостроении.

Поэтому на Севере гораздо выше и застойнее безработица, относительно больше число людей, получающих социальные пособия. Если в 1990г. эта помощь на душу населения в Гамбурге составляла 1065 марок, а в Северном Рейне-Вестфалии – 600 марок, то на Юге – в Баварии – только 309 марок. В 1993 году уровень безработицы в Бремене достигал 12,3%, в Северном Рейне-Вестфалии – 9,3%, тогда как в Южной Баварии – 5%, в Баден – Вюртемберге – 6,1%

Юг ФРГ – средоточение новых отраслей, производственная база тех монополий, которые занимают первые места в иерархии главных концернов страны, - “Даймлер – Бенц” с его автозаводами у Штутгарта и предприятиями ВПК в Баварии, “Сименс” – с электротехническими заводами и производством компьютеров, БМВ, филиал американского ИБМ в Штутгарте и многие другие.

Важна мощная научно-исследовательская и образовательная база района. На Юге сосредоточено большое число университетов, в том числе традиционных и наиболее престижных. Сюда притекает и большая часть государственных ассигнований на НИОКР. Здесь базируются научно-исследовательские центры “Даймлер-Бенц”, “Сименс”, БМВ и других концернов. Около Мюнхена возникла “Изар вэлли”, она называется так по аналогии со знаменитой “Силикон вэлли” (Кремниевой долиной) в Калифорнии, ставшей символом процветающего и динамичного научно-технического комплекса. Здесь сосредоточены более 200 электронных фирм, многие предприятия аэрокосмического и военного комплексов.

Наконец, имеются и политические факторы перевеса Юга. Дело в том, что население южных земель голосует, как правило, за ХДС и ХСС (Бавария), эти партии являются правящими в большинстве южных земель. Отсюда – большая помощь Югу со стороны боннского правительства, традиционно в последние годы возглавляемого блоком ХДС/ХСС. Тогда как основные северные земли (Северный Рейн-Вестфалия, Гамбург, Бремен) традиционно управляются социал-демократическими правительствами. Региональная политика в ФРГ эффективнее действует на “своих”.

Восток ФРГ (“новые земли”) – район небывалого в истории уникального эксперимента – поглощения социалистического хозяйства капиталистической страной, коренной ломки социально-экономической структуры, резкой переориентации всех внешнеэкономических связей (раньше ориентированных на СЭВ и в первую очередь – СССР). ВСП “новых земель” в 10 раз уступает “старым” – 256 млрд. марок против 2709 млрд. Правда, различия в доходах на душу населения сократились через пять лет после воссоединения – в 1998г. доход “осси” составлял всего 41% “весси”, а в 1994г. достиг 76%.

Восток – большая неизвестность. Несмотря на пятилетие со дня введения западногерманской валюты, на огромные вливания инвестиционной и иной помощи (более 150 млрд. марок в год) с запада, на формально почти законченный процесс приватизации будущее района еще не определилось. Многие заводы, фирмы, объекты торговли стали филиалами западногерманских концернов, но неизвестны стратегические линии поглощения – что будет с энергетикой “новых земель” (переход с буроугольного топлива на более экологичные виды неизбежен), с гигантскими комбинатами химии, которые и в 1995г. еще не приватизированы (“Лойна”, “Бунаверке”), с заводами, специализация которых дублирует западногерманские предприятия, но которые неконкурентоспособны на западных рынках (судо- и вагоностроение). Сохраняется гигантский разрыв в ассигнованиях на НИОКР в “старых” и “новых” землях - в 1993г. они составляли соответственно 6700 марок на одного занятого на западе и 2200 марок на востоке.

Страницы: 1 2

Этот интересный мир:

Основные задачи НТП в теплоснабжении
Практически - это второй этап процесса реализации политики развития ТХ и он связан с переходом к. сооружению ТЭЦ средней и малой мощности на принципиально новых технологиях сжигания топлива (ПГУ и ГТУ ТЭЦ с внутрицикловой газификацией угля и на газе) и к внедрению современных котельных с новыми эко ...

Развитие морского транспорта Италии
В Италии, границы которой более чем на 90% омываются морями и в которой большая часть территории представляет собой приморские районы, во внутренних перевозках пассажиров и особенно грузов важное значение имеет также морской каботажный флот. Среди отраслей Итальянского транспорта большой интерес пр ...

Современная география растениеводства
[5]Территориальная концентрация посевов яровой пшеницы возрастает в восточных частях лесостепных и степных районов Европейской России, а начиная с Заволжья и далее в Приуралье и Сибири они господствуют в составе посевов зерновых культур . В районах более сухого климата выращивают ценные сорта тверд ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru