Изучение физической географии России с применением произведений В.К. Арсеньева

Мировая география » Владимир Клавдиевич Арсеньев — выдающийся исследователь Дальнего Востока » Изучение физической географии России с применением произведений В.К. Арсеньева

Курс «Физическая география России» изучается в VIII классе средней школы и рассчитан на 68 учебных часов (по 2 часа в неделю), резерв времени составляет 11 часов. В общих чертах весь курс разделен на две части.

В первой из них дается характеристика природы Российской Федерации, осуществляемое в единой логической цепочке — общие закономерности и особенности природы, системные связи и последовательности природных комплексов, типологические черты природы (рельеф, климат, почвы, внутренние воды, растительный и животный мир).

Во второй части курса предлагается изучение разнообразия комплексов России, где рассматриваются уже неповторимые особенности природы отдельных регионов, их уникальность, особенности географического положения и специфика природных условий и природных ресурсов. Этот раздел развивает и обобщает знания учащихся о природных комплексах и характеризуется сочетанием сложных теоретических и большого объема фактических знаний. Этим разделом, по сути, завершается физико-географическое образование школьников, в котором понятие природного комплекса является основополагающим.

Физическая география России обобщает знания учащихся по физической географии, полученные ими из предыдущих курсов, что дает возможность учителю [2:52] ставить перед школьниками большие познавательные задачи к изучению всего курса, к чему относится применение произведений В.К. Арсеньева, которое возможно в любом без исключения разделе, в любой теме, т.к. Владимир Клавдиевич, образно говоря, «сотрудничал» со всеми областями науки: подробно, правильно и качественно давал характеристики и рельефа земной поверхности, геологии, и климата, почв, особое внимание уделял водным ресурсам и растительному и животному миру. К примеру, целесообразно было бы применение работ ученого и при изучении темы «Климат и климатические ресурсы», где в процессе его изучения можно упомянуть, что Арсеньев наиболее правильно предложил в 1911 г. «расчленить» Приморье на резко отличающиеся друг от друга климатические районы, и в изучении темы «Растительный и животный мир», отметив ,что Арсеньев в свое время одним из первых в печати довольно верно провел на побережье Японского моря и центральной части Сихотэ-Алиня границы двух флористических областей — охотской и маньчжурской, также определил область распространения многих животных и птиц и т.п.

Восприятие комплексности в его трудах, взаимосвязи природных компонентов позволяет формировать у школьников проблемное мышление путем постановки учителем реальных проблемных вопросов и заданий, решение которых способствует развитию умений наблюдать окружающие явления и объекты, анализировать (за счет сравнения современных описаний природы и ее описаний Арсеньевым) происходящие в природе изменения, самостоятельно ставить перед собой познавательные задачи и находить способы их решения. Таким образом, возникают разработки проблемных уроков.

Этот интересный мир:

Билль о правах 1791 г.
Введение конституции, ограниченной только изложением государственного строя и обходившей молчанием провозглашенные в Декларациях права человека, проходило с большим трудом. В законодательных собраниях штатов она была принята незначительным числом голосов и, главным образом, под условием включения в ...

Природно-ресурсный потенциал района
Среди многообразия факторов, влияющих на экономическое развитие региона, немаловажное значение имеет обеспеченность его минерально-сырьевыми ресурсами. По запасам полезных ископаемых и их многообразию Волго-Вятский экономический район значительно уступает большинству экономических районов России. С ...

Загрязнение и эвтрофикация
В течение многих тысячелетий хозяйственная деятельность человека не оказывала негативного воздействия на состояние морской прибрежной среды. Рыбный промысел и другие виды деятельности приводили лишь к локальным нарушениям в прибрежной зоне. Однако во второй половине ХХ столетия угроза прибрежным эк ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru