Изучение физической географии России с применением произведений В.К. Арсеньева

Мировая география » Владимир Клавдиевич Арсеньев — выдающийся исследователь Дальнего Востока » Изучение физической географии России с применением произведений В.К. Арсеньева

Курс «Физическая география России» изучается в VIII классе средней школы и рассчитан на 68 учебных часов (по 2 часа в неделю), резерв времени составляет 11 часов. В общих чертах весь курс разделен на две части.

В первой из них дается характеристика природы Российской Федерации, осуществляемое в единой логической цепочке — общие закономерности и особенности природы, системные связи и последовательности природных комплексов, типологические черты природы (рельеф, климат, почвы, внутренние воды, растительный и животный мир).

Во второй части курса предлагается изучение разнообразия комплексов России, где рассматриваются уже неповторимые особенности природы отдельных регионов, их уникальность, особенности географического положения и специфика природных условий и природных ресурсов. Этот раздел развивает и обобщает знания учащихся о природных комплексах и характеризуется сочетанием сложных теоретических и большого объема фактических знаний. Этим разделом, по сути, завершается физико-географическое образование школьников, в котором понятие природного комплекса является основополагающим.

Физическая география России обобщает знания учащихся по физической географии, полученные ими из предыдущих курсов, что дает возможность учителю [2:52] ставить перед школьниками большие познавательные задачи к изучению всего курса, к чему относится применение произведений В.К. Арсеньева, которое возможно в любом без исключения разделе, в любой теме, т.к. Владимир Клавдиевич, образно говоря, «сотрудничал» со всеми областями науки: подробно, правильно и качественно давал характеристики и рельефа земной поверхности, геологии, и климата, почв, особое внимание уделял водным ресурсам и растительному и животному миру. К примеру, целесообразно было бы применение работ ученого и при изучении темы «Климат и климатические ресурсы», где в процессе его изучения можно упомянуть, что Арсеньев наиболее правильно предложил в 1911 г. «расчленить» Приморье на резко отличающиеся друг от друга климатические районы, и в изучении темы «Растительный и животный мир», отметив ,что Арсеньев в свое время одним из первых в печати довольно верно провел на побережье Японского моря и центральной части Сихотэ-Алиня границы двух флористических областей — охотской и маньчжурской, также определил область распространения многих животных и птиц и т.п.

Восприятие комплексности в его трудах, взаимосвязи природных компонентов позволяет формировать у школьников проблемное мышление путем постановки учителем реальных проблемных вопросов и заданий, решение которых способствует развитию умений наблюдать окружающие явления и объекты, анализировать (за счет сравнения современных описаний природы и ее описаний Арсеньевым) происходящие в природе изменения, самостоятельно ставить перед собой познавательные задачи и находить способы их решения. Таким образом, возникают разработки проблемных уроков.

Этот интересный мир:

Курорты
Бельгию нельзя причислить к странам-курортам, но и в ней есть где отдохнуть на природе. Самый известный курорт Бельгии - Спа (Spa), расположенный на востоке королевства, недалеко от Льежа. В городе, известной своими источниками минеральной воды, кроме бальнеологических оздоровительных центров, расп ...

Сельское хозяйство
Объединенная Германия – крупнейший после США импортер сельскохозяйственной продукции в мире, но одновременно и один из главных экспортеров. В ЕС она крупнейший производитель молочных и мясных продуктов, по производству зерна уступает только Франции. Один занятый агроном в секторе кормит 67 человек. ...

Геополитика. Рудольф Челлен
К таковым причислял себя Рудольф Челлен (1864 – 1922 гг.), швед по происхождению, а по убеждениям ярко выраженный германофил. Он был первым, кто употребил понятие «геополитика». В своем основном труде «Государство как форма жизни» Челлен развил теорию Ратцеля. Челлен, как и Ратцель, считал невозмож ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru