Среди государственных символов Татарстана, наряду с государственным флагом и гербом, Конституция впервые называет Государственный гимн. Все государственные символы республики утверждаются Верховным Советом.
Таково краткое политико-правовое обозрение Основного Закона Республики Татарстан. Новая Конституция важная веха как в формировании правового демократического государства - Республики Татарстан, так и в обеспечении в ней политической и экономической стабильности, ибо она вселяет в людей уверенность, дает ясные и четкие ответы на ключевые вопросы жизни.
В новой Конституции вызывает особое внимание развитие взаимоотношений Республики Татарстан с Российской Федерацией - Россией, перспективы Татарстана в деле полной реализации своей международной компетенции.
Понятие - государство, ассоциированное с Российской Федерацией, - свидетельствует прежде всего о единстве, союзе с ней. Оно будет проявляться на принципиально новой основе. Это сохранение единства территории: республика не собирается устанавливать особый государственный режим границ, порядок передвижения остается свободным, предусмотрено сохранение российского гражданства, равный статус татарского и русского языков как государственных , сохраняется единое экономическое пространство и рублевая зона, единое военное пространство.
В Татарстане живут люди разных национальностей. Учитывая многонациональный состав населения республики, в Конституции очень корректно решаются вопросы статуса личности, чтобы не ранить национальное чувство человека. Конституция четко закрепляет, что прямое или косвенное ограничение прав либо установление преимуществ граждан по расовым , национальным и другим признакам наказывается по закону (ст. 22).
В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992г. вопрос о суверенитете Республики Татарстан как государства, являющегося субъектом международного права, строящего свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров, был вынесен на республиканский (РТ) референдум, в ходе которого более половины - 50,3 процента избирательного корпуса республики (61,4 процента от числа проголосовавших избирателей) - ответили на него утвердительно.
Таким образом руководящие органы Республики Татарстан получили реальную возможность, опираясь на волеизъявление большинства народа, приступить, с одной стороны, к подготовке новой Конституции, т.е. к прямому конституированию Республики Татарстан как суверенного государства, с другой - к соответствующим переговорам с руководством Российской Федерации.
Впрочем, первый официальный контакт такого рода состоялся ранее, еще 12-15 августа 1991г. в Москве, где встретились делегации РСФСР и Республики Татарстан, причем переговоры были обозначены как «консультации», а по их итогам был подписан только Протокол.
Само содержание Протокола, равно как и форма его изложения свидетельствовали о принципиально новом характере отношений между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, которые уже во многом утратили характер «властеотношений», о стремлении сторон к равноправному диалогу и, в тоже время, о сохранении их единства- прежде всего единого экономического пространства.
Затем имело место еще нескольких встреч на переговорах, в том числе и на межправительственном уровне. 6 декабря 1991г. было заключено первое соглашение Правительства РСФСР с Правительством Татарской ССР - об экономическом сотрудничестве.
Однако в 1992-1993 годах переговоры застопорились. Сказались как противодействие переговорному процессу со стороны некоторых политических сил, так и различия в подходах сторон к статусу республики и путям дальнейшего строительства Федерации. Что же касается Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации от 31 марта 1992г., то Республика Татарстан его не подписала.
Принимая свои декларации о государственном суверенитете, автономные республики России заявляли в своих актах о том, что остаются субъектами РСФСР - иными словами, соглашались с тем, что являются одновременно субъектами двух федераций. Другой оказалась позиция Татарстана, которая справедливо исходя из того, что одно и то же государство в принципе не может быть субъектами двух федераций, сделала свой выбор и не включила в декларацию от 30 августа 1990г. положение о сохранении за собой российской правосубъектности. При этом Декларация недвусмысленно объявила , что является основой для «участия Татарской АССР в подготовке и заключений Союзного договора, договоров с РСФСР и другими республиками».
Этот интересный мир:
Преодоление отсталости развивающихся стран
Традиционно к отсталым относятся страны Африки. Разрыв по уровню доходов на душу населения между многими развивающимися странами и ведущими индустриальными державами очень велик. Колоссальный разрыв имеется во всех сферах жизни. Свидетельством отсталости является массовая безграмотность развивающих ...
Особенности размещения нефтеперерабатывающей промышленности.Главные районы
размещения
Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных со- отношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива. Добытая из недр земли нефть содержит большое ...
Внутренняя политика
На рубеже 21 в. ключевым элементом внешней и внутренней политики ЮАР стала концепция «Африканского ренессанса». Она была выдвинута президентом Мбеки в мае 1996 на заседании парламента, посвященного принятию конституции, в качестве новой «национальной идеи», определявшей роль и место ЮАР в Африке. П ...
Природные зоны Дальнего Востока
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.